Об определении налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности и занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ
В связи с поступающими в Федеральную налоговую службу обращениями (в т.ч. письма УФНС России по Ульяновской области от 01.12.2023 № 12-16/79482@, УФНС России по Владимирской области от 06.03.2024 № 31-03-01/07428@) по вопросу об определении налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС), используемых в предпринимательской деятельности и занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (далее – объекты ЖКХ), информируем.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами ЖКХ (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам ЖКХ) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности).
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2024 № 305-ЭС23-24042 содержится следующий вывод.
Исходя из указанного положения статьи 394 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2020) воля законодателя при установлении пониженной налоговой ставки направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для ИЖС земельные участки принадлежат на соответствующем праве, и осуществляющим жилищное строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Следовательно, налогоплательщики-организации, использующие соответствующие земельные участки как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п., не вправе применять пониженную ставку земельного налога.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530 указывалось на то, что подпунктом «а» пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для ИЖС, используемые в предпринимательской деятельности.
Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса, часть 2 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Аналогичные выводы имеются в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.04.2023 № Ф08-998/2023 по делу № А01-70/2022, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.06.2023 № Ф09-2434/23 по делу № А76-23054/2022, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2023 № Ф05-18041/2023 по делу № А40-228499/2022.
В связи с изложенным Департамент налоговой политики Минфина России письмом от 14.03.2024 № 03-05-04-02/23004 (прилагается) сообщил о том, что по вопросу применения определений Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530 и от 26.02.2024 № 305-ЭС23-24042 в части налогообложения земельных участков, предназначенных для ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности и занятых жилищным фондом и (или) объектами ЖКХ, следует руководствоваться положениями письма Минфина России от 06.09.2021 № 03-02-10/72054 (прилагается).
В письме Минфина России от 06.09.2021 № 03-02-10/72054, в частности, разъясняется, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с определениями судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются указанными определениями, начиная со дня размещения их в полном объёме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии со статьёй 291.12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо со дня их официального опубликования согласно требованию статьи 291.15 указанного Кодекса.
В связи с изложенным полагаем, что ранее направленные налоговым органам разъяснения (в т.ч. письмо Минфина России от 31.01.2022 № 03-05-05-03/6234 доведено письмом ФНС России от 28.02.2022 № БС-4-21/2354@) о том, что при наличии сведений, подтверждающих размещение на земельных участках жилых помещений, налоговая ставка не может превышать 0,3 процента, независимо от того в чьей собственности находятся такие участки, применяются в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, в части, не противоречащей положениям абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса с учетом вышеуказанной позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Доведите разъяснения до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих контроль за правильностью и полнотой исчисления земельного налога.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук