По вопросам применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров, направленное письмом Минфина России от 20.09.2021 № 27-01-22/75963
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Газеты «Учет.Налоги.Право» по вопросам применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров, направленное письмом Минфина России от 20.09.2021 № 27-01-22/75963, сообщает следующее.
По вопросу получения от поставщика счета-фактуры на товары, подлежащие прослеживаемости, на бумажном носителе.
На основании пунктов 1.1, 1.2 и 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, налогоплательщики обязаны выставлять в электронной форме счета-фактуры, содержащие регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ), количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, а налогоплательщики, приобретающие товар, подлежащий прослеживаемости, обязаны обеспечить получение таких счетов-фактур.
Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи Кодекса.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Учитывая вышеизложенное, выставление счета-фактуры по товарам, подлежащим прослеживаемости, на бумажном носителе не может являться основанием для отказа в принятии к вычету этого налога.
Одновременно Федеральная налоговая служба информирует, что в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливаются нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщиков за нарушения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров.
По вопросу обнаружения ошибки в уведомлении об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление об остатках).
В соответствии с пунктом 31 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» (далее – Положение), при обнаружении ошибок в представленном Уведомлении об остатках ошибок участник оборота товаров обязан внести в него необходимые изменения и представить корректировочное Уведомление об остатках.
Формирование и заполнение корректировочного Уведомления об остатках осуществляется в соответствии с порядком, утверждённым приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ «Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости» (далее – Приказ).
По вопросу замены в рамках ремонтных работ и списания сломанного монитора.
В соответствии с пунктом 4 Положения списание товара, подлежащего прослеживаемости, со счетов бухгалтерского учета, например, в связи с поломкой или моральным износом, не является основанием прекращения прослеживаемости.
В этой связи операция списания со счетов бухгалтерского учета сломанного монитора не подлежит отражению в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее – Отчет).
По вопросу приобретения товара, подлежащего прослеживаемости, через подотчетное лицо при отсутствии надлежащим образом оформленной доверенности, а также обязанности продавца выставлять электронный счет-фактуру при отсутствии надлежащим образом оформленной доверенности организации на подотчетное лицо.
При приобретении организацией товара через подотчетное лицо на указанное лицо оформляется доверенность. Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 и пункта 1.1 статьи 169 Кодекса продавец товаров, подлежащих прослеживаемости, поскольку подотчетное лицо выступает от имени организации, обязан оформить в адрес организации электронный счет-фактуру с реквизитами прослеживаемости.
Вместе с тем, в случае, когда подотчетное лицо не заявляет о себе как о представителе организации (не имеет доверенности), приобретение товара оформляется в порядке, предусмотренном для договора розничной купли-продажи.
В этой связи в соответствии с законодательством Российской Федерации для надлежащего соблюдения покупателем положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров и корректного оформления продавцом товаров, подлежащих прослеживаемости, документов организация, приобретающей товары через подотчетное лицо, оформляет на подотчетное лицо доверенность.
По вопросу прослеживаемости товара, включенного в комплект (набор), а также по вопросу прослеживаемости моноблока.
В случае объединения товаров в набор (комплект), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места (далее - АРМ), данное включение товара в набор (комплект) не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, поскольку не происходит переработки товара, изменения его первоначальных физических характеристик, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.
При последующей реализации АРМ, поскольку в состав набора (комплекта) входит товар, подлежащий прослеживаемости, счет-фактура или универсальный передаточный документ подлежит формированию в электронной форме. При этом в новых графах счета-фактуры, содержащих реквизиты прослеживаемости, подлежат отражению реквизиты прослеживаемости по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке с набором (комплектом).
Что касается приобретения моноблока, поскольку код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) товарной группы 8471 «Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные», к которой относятся моноблоки, не соответствует кодам ТН ВЭД ЕАЭС, поименованным в Перечне товаров, моноблоки прослеживаемости не подлежат.
По вопросу обязанности покупателя проверять достоверность сведений о товаре, подлежащем прослеживаемости, при его приемке.
Согласно пункту 13 Положения при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, покупатель обязан удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре, в том числе корректировочном, в универсальном передаточном документе, универсальном корректировочном документе РНПТ.
В целях исполнения указанной обязанности налогоплательщик вправе использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/), «Проверка регистрационного номера партии товара», позволяющий определить достоверность и правильность РНПТ, указанного продавцом в счете-фактуре или универсальном передаточном документе.
По вопросу отражения получения на безвозмездной основе от физических лиц товаров, подлежащих прослеживаемости, который впоследствии не предполагается продавать.
В соответствии с пунктом 28 Положения перед совершением операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (например, реализация или передача в производство на переработку), полученными от физических лиц, необходимо представить Уведомление об остатках. Согласно порядку заполнения Уведомления об остатках, утвержденного Приказом, в данной ситуации необходимо сформировать Уведомление об остатках с признаком «1».
По вопросу отсутствия РНПТ в выставленном продавцом счете-фактуре или универсальном передаточном документе, а также представления Отчета на бумажном носителе.
В соответствии с порядком заполнения Отчета и форматом представления Отчета, утвержденными Приказом, строка 10 «Регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости» обязательна к заполнению. В этой связи не заполнение строки противоречит утвержденному формату.
Согласно пункту 13 Положения, поставщик при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязан обеспечить наличие и правильность указания реквизитов прослеживаемости, в том числе РНПТ, в счетах-фактурах и универсальных передаточных документах, а покупатель при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, в свою очередь, обязан удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре и универсальном передаточном документе РНПТ, а также обеспечить правильность его указания в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, Отчете.
В силу положений Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», при наличии в счетах-фактурах ошибок в реквизитах прослеживаемости продавец товара, подлежащего прослеживаемости, составляет исправленный счет-фактуру.
В этой связи при отсутствии в полученном от поставщика счете-фактуре либо универсальном передаточном документе РНПТ покупателю следует обратиться к поставщику с целью оформления исправленного счета-фактуры либо исправленного универсального передаточного документа и указания в нем корректного РНПТ последним.
Согласно пункту 33 Положения Отчет представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по форме и формату, утвержденным Приказом.
Как указано выше в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливаются нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщиков за нарушения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров.
По вопросу проведения дополнительных проверок в случае приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости, у физических лиц.
На данный момент Кодекс и законодательство о национальной системе прослеживаемости не содержат положений, устанавливающих нормы о проведении дополнительных проверок налогоплательщиков в случае приобретения ими товаров, подлежащих прослеживаемости, у физических лиц.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
А.В. Егоричев