Плательщики сбора
^К началу страницы
Физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение
на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море,
на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском,
Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Порядок расчета сбора
^К началу страницы
Расчет производится в отношении каждого объекта по следующей формуле:
Размер
сбора=Ставка сбора
(для
соответствующего
объекта
на дату
начала
действия
разрешения)*
Количество
объектов
водных
биологических
ресурсов
Пп. 4-5 333.3 НК РФ ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта водных биологических ресурсов.
Ставки установлены в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов
водных биологических ресурсов.
Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с
установленным перечнем, – изъятие которых из среды
их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты,
подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Пример расчета сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
Район промысла –
Баренцево море.
Вид объекта -
треска. Объем добычи -
200 тонн.
1
Определяем ставку сбора
Ставка за одну тонну трески - 5 000 руб.
2
Определяем налоговую базу
Объем добычи - 200 тонн.
3
Определяем сумму сбора
5000 х 200 = 1 000 000 руб.
Порядок и сроки уплаты сбора
^К началу страницы
Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в три этапа: разовый, регулярные и единовременный взносы.
1
Уплачиваем разовый взнос.
Разовый взнос составляет 10% от исчисленной суммы сбора. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
2
Уплачиваем регулярные платежи.
Размер регулярного платежа = (сумма сбора- размер разового сбора) / количество месяцев действия разрешения
3
Уплачиваем единовременный взнос.
Единовременный взнос уплачивается за разрешенный прилов не позднее 20 числа месяца,
следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Пример расчета разового, регулярных и единовременного платежей за пользование объектами водных биологических ресурсов
Срок действия разрешения с 01.02.2022 по 30.09.2022.
Район промысла –
Баренцево море.
Вид объекта -
треска.
Вид объекта прилова -
прочие.
Объем добычи -
200 тонн.
Объем прилова -
100 тонн.
Ставка за одну тонну трески -
5 000 руб.
Ставка за одну тонну прилова -
20 руб.
1
Определяем сумму сбора
5 000 х 200 = 1 000 000 руб.
2
Определяем сумму разового сбора
1 000 000 х 10% = 100 000 руб.
Срок уплаты разового сбора - 01.02.2022
3
Определяем сумму регулярных платежей
1 000 000 - 100 000 = 900 000 руб.
900 000 : 9 (с 01.01 по 30.09) = 100 000 руб.
Срок уплаты: 20.01, 20.02, 20.03, 20.04, 20.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09.
4
Определяем сумму единовременного сбора
за разрешенный прилов
20 х 100 = 2 000 руб.
Срок уплаты единовременного сбора -
20.10.2022.
Уплата сбора плательщиками производится по месту своего учета в налоговом органе. Суммы сборов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения.
Возврат сумм сбора
^К началу страницы
Плательщик сбора не вправе корректировать сумму сбора, производить уплату исходя из фактического вылова и претендовать на возврат переплаты.
Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связана не с фактом
вылова водных биоресурсов, а исключительно с фактом выдачи в установленном порядке разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов.
Льготы
^К началу страницы
- не уплачивают сборы физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) (п.2 ст. 333.2 НК РФ)
- не уплачивают сборы физические лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах, где для их проживания и хозяйственной деятельности охота и рыболовство являются основой существования (п.2 ст. 333.2 НК РФ)
Данные льготы распространяются только на количество (объем) объектов водных биологических ресурсов, добываемых для
удовлетворения личных нужд, указанных категорий плательщиков. Основным документом,
подтверждающим право на льготу, является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства.
- предусмотрены льготы в виде пониженной ставки сбора: 0 % и 15 %.
- Ставка 0 %
устанавливаются в случаях, если пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляются при:
- рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов
- рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях
Подробнее (
п. 6 ст.333.3 НК РФ)
- Ставка 15 %
за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются для:
- градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень,
утверждаемый Правительством Российской Федерации;
- российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов);
- индивидуальных предпринимателей, которые удовлетворяют критериям, установленным для рыбохозяйственных организаций.
Подробнее (
п. 7 ст.333.3 НК РФ)
Для рыбохозяйственных организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или)
произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов должна составлять не менее 70 %.
Ответственность за нарушение законодательства
^К началу страницы
Непредставление налоговому органу в установленный срок плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических
ресурсов сведений о полученных разрешениях, о суммах сбора, подлежащих уплате, а также сведений о количестве разрешенного прилова
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Часто задаваемые вопросы
^К началу страницы
Может ли выручка организации от реализации продукции, выработанной из приобретенных водных
биологических ресурсов, учитываться в расчете доли дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов
и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции в целях признания ее рыбохозяйственной организацией
в соответствии с п. 7 ст. 333.3 НК РФ
для целей гл. 25.1 НК РФ и применения льготной
ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 15 процентов от ставок,
установленных гл. 25.1 НК РФ?
Порядок отнесения налогоплательщиков к российским рыбохозяйственным организациям в целях применения пониженной
ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определен в
п. 7 ст. 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Одним из критериев признания в указанных целях организации, осуществляющей добычу (вылов) водных биоресурсов,
российской рыбохозяйственной организацией являются критерии, характеризующие отношение дохода от реализации
добытых (выловленных) этой организацией водных биологических ресурсов и (или) продукции, произведенной из них,
к общему доходу от реализации этой организацией товаров (работ, услуг).
Соответственно, при определении доли дохода от реализации добытых (выловленных) уловов водных биоресурсов
и (или) произведенной из них продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения
пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов учитываются только те объемы водных
биоресурсов, которые добыты (выловлены) организацией самостоятельно. Приобретенные объемы водных биоресурсов и,
соответственно, продукция, произведенная из них, в расчете доли дохода не учитываются.
Кроме того, в случае, если доход организации от реализации добытых (выловленных) этой организацией водных
биоресурсов и (или) произведенной из них продукции составляет менее 70% от общего дохода, такая организация
не может быть признана рыбохозяйственной в целях
гл. 25.1 НК РФ.
Следовательно, эта организация не вправе применять пониженную ставку сбора за пользование объектами водных
биологических ресурсов в размере 15% от ставок, установленных
п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.
Таким образом, выручка от реализации продукции, выработанной из приобретенных водных биоресурсов,
не может учитываться в целях применения предусмотренной
п. 7 ст. 333.3 НК РФ
пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов.
Организация применяет пониженную ставку сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - 15%.
Включается ли в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при расчете размера доли дохода от реализации уловов
водных биологических ресурсов доход от сдачи рыбодобывающих судов в аренду в целях применения пониженной ставки
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов?
Учитывая, что доход от сдачи рыбодобывающих судов в аренду является внереализационным доходом, данный доход не включается
в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при расчете размера доли дохода от реализации уловов водных биологических
ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг) для применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических
ресурсов (15 процентов ставок сбора, предусмотренных
п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ).
Являются ли плательщиками сбора за пользование водными ресурсами организации, осуществляющие промысел
объектов водных биологических ресурсов, поименованных в ст. 333.3 НК РФ,
на территориях, не указанных в данной статье?
В силу
п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,
получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах,
в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Минфин России разъяснил, что организации,
осуществляющие промысел на территориях, не указанных в ст. ст. 333.1 и 333.3 НК РФ,
плательщиками сбора не являются.
Судебная практика поддерживает данную точку зрения.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 09.08.2007 № А05-8658/2006-8 пришел к выводу,
что ни налоговый орган, ни плательщик сбора не вправе самостоятельно изменять определенный в лицензии (разрешении) размер сбора
в зависимости от районов промысловых работ, в которых фактически осуществлялась добыча водных биологических ресурсов.
Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2006 № А42-5233/2005,
от 09.11.2006 № А42-9658/04.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России и сформировавшуюся судебную практику, организации, осуществляющие промысел
объектов водных биологических ресурсов, хотя и поименованных в
ст. 333.3 НК РФ,
однако на территориях, не указанных в данной статье, не являются плательщиками сбора по
смыслу
гл. 25.1 НК РФ.
Имеет ли право вновь созданная организация, не имеющая в году создания выручки, уплачивать в следующем
после ее создания году сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов по пониженной ставке?
Поскольку нормами НК РФ не установлен период, за который определяется доля дохода от реализации российской рыбохозяйственной
организацией добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них продукции в
общем объеме доходов, полученных данной организацией от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения пониженной
ставки сбора в соответствии с
п. 7 ст. 333.3 НК РФ,
вновь созданная организация имеет право применения пониженной ставки сбора при условии подтверждения на момент уплаты сбора соответствия данному критерию.
Вправе ли плательщик обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов в случае частичного освоения квоты?
В силу
п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,
получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах,
в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
На основании
п. 2 ст. 333.4 НК РФ сумма сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов,
указанного в
п. п. 4 - 7 ст. 333.3 НК РФ, как произведение
соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего
объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.
Согласно
п. 2 ст. 333.7 НК РФ организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов)
водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы
по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора,
подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Минфин России разъяснил,
что согласно
п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму
сбора в виде разового и регулярных взносов. При этом особого порядка при неполном фактическом освоении квоты
(при вылове водных биологических ресурсов в количестве меньшем, чем предусмотрено лицензией (разрешением))
нормами
гл. 25.1 НК РФ не установлено. Поэтому при
неосвоении квот сумма сбора корректировке не подлежит.
Поскольку
гл. 25.1 НК РФ связывает обязанность по уплате
сбора не с фактом вылова водных биоресурсов или с фактом закрепления за плательщиком определенных квот,
а исключительно с фактом выдачи в установленном порядке разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов,
то плательщик сбора не вправе корректировать сумму этого сбора и производить ее уплату исходя из фактического освоения разрешенной квоты вылова.
Правомерность подобных выводов подтверждается также судебной практикой.
ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу,
что по смыслу ст. ст. 333.2, 333.4, 333.5 НК РФ в их взаимосвязи
сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов,
указанного в лицензии (разрешении) на пользование. Объем фактически добытых (выловленных) водных биологических
ресурсов не имеет значения для исчисления указанного сбора, в связи с чем перерасчет суммы сбора по количеству
фактически добытых (выловленных) ресурсов не производится.
Вправе ли индивидуальные предприниматели применять пониженную ставку сбора за пользование водными
биоресурсами (в размере 15 процентов от общеустановленных ставок) при условии, что доля дохода от
реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции
составляет не менее 70 процентов от общих доходов?
Согласно
п. 9 ст. 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый
объект водных биологических ресурсов, указанный в
п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ,
для индивидуальных предпринимателей, которые удовлетворяют критериям, предусмотренным для рыбохозяйственных
организаций абз. 7
п. 7 ст. 333.3 НК РФ, устанавливаются
в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных
п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.
Таким образом, начиная с 27 апреля 2011 г. индивидуальные предприниматели вправе применять пониженную ставку
сбора за пользование водными биоресурсами (в размере 15 процентов от общеустановленных ставок) при условии,
что доля дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и
иной продукции составляет не менее 70 процентов от общих доходов.