Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

Новый закон

^К началу страницы

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:
  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения

^К началу страницы

Основные положения предлагаемой системы – это:
  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Форум

^К началу страницы

Перейти Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники

Информация ниже зависит от вашего региона (02 Республика Башкортостан)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Перейти Ознакомиться с перечнем отдаленных или труднодоступных местностей Республики Башкортостан, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно - кассовой техники «Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2001 № 67-р»
Перейти Ознакомиться с ассортиментным переченем сопутствующих товаров, реализуемых в газетно - журнальных киосках «Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.11.2016 № 501»
Получить необходимую информацию о новом порядке применения контрольно - кассовой техники налогоплательщики могут у начальника отдела оперативного контроля Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Гильванова Марата Магдановича, у главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля Юматова Раймонда Рашидовича по телефону +7 (347) 226-37-16, а также главного специалиста - эксперта отдела оперативного контроля Аминова Ирека Раифовича по телефону +7 (347) 226-37-58.
ИФНС России Телефон Ф.И.О. Должность
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан (347) 224-82-35 Азатов Руслан Асхадович Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(347) 224-82-35 Кулагин Артем Олегович Государственный налоговы инспектор отдела выездных проверок
(347) 224-82-35 Рафикова Эвелина Венеровна Специалист 1 разряда отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Башкортостан (347) 224-85-33 Гареев Виль Валирикович Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(347) 224-85-33 Сафина Зульфия Ахметганиевна Государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(347) 224-85-33 Шайбаков Рустам Ринатович Старший специалист 3 разряда отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Башкортостан (3473) 29-92-23 Чеканова Екатерина Ивановна Специалист 1 разряда отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 20 по Республике Башкортостан (34792) 3-81-41 Альхамов Загир Назирович Государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан (34794) 2-90-46 Иванцова Ольга Валерьевна Государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(34794) 2-90-46 Едих Светлана Ринатовна Специалист 1 разряда отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан (34782) 5-91-95 Малихова Гульнара Рашитовна Государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан (34783) 2-83-35 Беззубенков Юрий Константинович Старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(34783) 2-83-35 Агзамов Булат Фаатович Специалист 1 разряда отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан (347) 224-82-59 Мифтахов Тимур Акрямович Специалист 1 разряда отдела выездных проверок № 1
Межрайонная ИФНС России № 31 по Республике Башкортостан(347) 269-92-53Антипина Любовь ИвановнаГосударственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
Межрайонная ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан (347) 235-85-66 Хуснутдинов Рустем Разифович Старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 2
(347) 235-85-66 Назаров Андрей Николаевич Старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 2
Межрайонная ИФНС России № 37 по Республике Башкортостан (34775) 2-61-82 Юнусов Салават Махмутович Старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(34775) 2-61-82 Дорожкина Елена Сергеевна Специалист 2 разряда отдела выездных проверок
(34775) 2-61-61 Магафуров Рамиль Рустамович Ведущий специалист - эксперт отдела учета и работы с налогоплательщиками
Межрайонная ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан (347) 229-79-77 Панкевич Илья Станиславович Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(347) 229-79-75 Хаеров Ринат Альфитович Государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок
(347) 229-79-75 Иванов Александр Иванович Старший специалист 3 разряда отдела выездных проверок