История УФНС России


Информация ниже зависит от вашего региона (05 Республика Дагестан)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

История становления налогового дела в постсоветском Дагестане

В связи с переходом страны к рыночным реформам назрела необходимость в воссоздании налоговых органов. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 6 марта 1990 года № 50л.с. в составе Министерства финансов создана государственная налоговая инспекция (ГНИ). Начала формироваться мощная система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам.

В том же году в составе Минфина ДАССР и гор - райфинотделов также были созданы государственные налоговые инспекции. У истоков становления налоговых органов республики стоял минфиновский работник Назим Апаев, который в течение 18 лет занимал должность главного налоговика Дагестана. Его заместителями были назначены сотрудники Минфина ДАССР Магомед Гусейнов, Асавали Герейханов и Валентина Мусаева.

Кадры налоговых органов состояли из работников республиканских, городских и районных финансовых структур. В столице Дагестана были организованы Государственная налоговая инспекция по городу Махачкале и три районные налоговые инспекции. Общая численность основного персонала налоговых органов республики на 1990 год была установлена в количестве 999 человек.

1991 год Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа.
1992 год Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР) при Госналогслужбе России, вскоре такая структура была создана и в составе Государственной налоговой инспекции Дагестана.
1993 год Создан Государственный реестр предприятий и начата разработка программы информатизации Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов как составной части федеральной программы информатизации России. На налоговые органы возложены функции контроля за применением контрольно-кассовых машин.
1994 год Улучшилась работа по информированию налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. Приказом министра было утверждено специальное положение по данному вопросу. С июня 1994 года в Республике Дагестан стала выходить ежемесячная газета «Налоговые вести».
1995 год Разработана Концепции модернизации налоговой службы, которая заключалась в переходе инспекций на типовую организационную структуру, внедрении эффективных налоговых технологий и повышении уровня информатизации налоговой службы России.
1996 год Введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
1997 год Создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России и разработана концепция создания АИС «Налог-2».
1998 год 23 декабря 1998 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Соответствующие изменения произошли и в Дагестане – создается Управление МНС России по Республике Дагестан. Этот год также ознаменовался началом кампании по массовому присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам.
1999 год Введена в действие I часть Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения.
2000 год Введены в действие II часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Налог на доходы физических лиц», Глава 24 «Единый социальный налог(взнос)». На налоговые органы возложены функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Также налоговым органам переданы функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог).
2001 год Управление МНС России по Республике Дагестан приступило к укрупнению инспекций и оптимизации численности, создав 34 территориальных налоговых органа. В этом году ему стал доступен свой региональный блок новостей на сайте ФНС России: www.nalog.gov.ru.
2002 год

Введены в действие Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Повсеместно внедряется система электронной обработки данных как стандарта в работе территориальных налоговых органов. Организовано предоставление налоговых деклараций в электронном виде и подключение территориальных налоговых органов к ведомственной телекоммуникационной сети.

Приказ МНС России от 27.12.2002 №БГ-3-25/752 изменил ситуацию, и Управление начало перевод своих подчиненных инспекций на типовую структуру.

2003 год Организован удаленный доступ к федеральному информационному ресурсу – Единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН). Централизованы процессы регистрации юридических лиц по принципу «одного окна». Отменен налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог с владельцев транспортных средств, введены в действие Глава 28 НК РФ – «Транспортный налог», Глава 26.2 НК РФ – «Упрощенная система налогообложения» и Глава 26.3 НК РФ – «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
2004 год

В ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу. В структуре УФНС России по Республике Дагестан остались 22 инспекции.

Введены в действие новые главы II части НК РФ – Глава 29 «Налог на игорный бизнес», Глава 30 «Налог на имущество организаций», сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Глава 25.1 НК РФ), а также единый сельскохозяйственный налог (Глава 26.1 НК РФ). Отменен налог с продаж.

2005 год Введены Глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина» и Глава 31 НК РФ «Земельный налог». Введен новый водный налог (Глава 25.2 НК РФ) и отменена плата за пользование водными объектами.
2008 год Выполнен проект «Модернизация налоговой службы-2».
2009 год В мае этого года руководителем налогового ведомства Дагестана назначен заместитель председателя Правительства Республики Дагестан Николай Чичварин.
2010 год Замена единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами. Внедрена государственная услуга, предоставляемая в электронном виде посредством Интернет-сайта ФНС России, по информированию налогоплательщиков – физических лиц о суммах задолженности по налогам: «Личный кабинет налогоплательщика». В этом же году была разработана концепция создания АИС «Налог-3».
2011 год

Создание ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, функциями которого определены массовый ввод налоговой отчетности, массовая печать налоговых документов, ведение федеральных информационных ресурсов и организация деятельности Контакт-центра ФНС России. Создание Федерального информационного адресного ресурса (ФИАС).

В феврале 2011 года министр финансов России Алексей Кудрин утверждил в должности руководителя УФНС России по Республике Дагестан Умахана Джабраилова.

2012 год Внедрение сервиса электронной регистрации. Запуск сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий оплатить текущие платежи, контролировать наличие задолженности, производить сверку по объектам налогообложения, осуществлять контроль за проведением проверки декларации 3-НДФЛ.
2013 год Тестируется новое программное обеспечение АИС «Налог-3». Новая система АИС «Налог-3» — это комплексная перестройка организационной структуры Службы, изменение законодательства, выстраивание новых бизнес-процессов и создание новой единой автоматизированной системы, учитывающей все изменения. Реструктуризация официального сайта ФНС России.
2014 год Введение в промышленную эксплуатацию Функционального блока № 1 АИС «Налог-3». Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». Внедрение фирменного стиля ФНС России в целях организации и оформления помещений налоговых органов для приема и обслуживания налогоплательщиков в едином типовом формате.
2015 год Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя». Открытие федерального Центра обработки данных ФНС России в г. Дубне, созданного для консолидации, обработки, анализа и хранения всей налоговой информации в одной точке централизованно.
2018 год В сентября 2018 года руководителем УФНС России по Республике Дагестан в рамках ротации был назначен бывший начальник Межрайонной ИФНС России №10 по Республике Татарстан Газинур Апсалямов.
2023 год

Приказом министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова от 2 августа 2023 года новым руководителем Управления ФНС России по Республике Дагестан в порядке ротации назначен начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Республике Татарстан Айдар Байрамов.

С 20 ноября налоговое ведомство Республики Дагестан перешло на двухуровневую систему управления. Межрайонные инспекции ФНС России по Республике Дагестан и ИФНС России по районам г. Махачкалы прекратили деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Управлению ФНС России по Республике Дагестан. Структурные изменения, произведенные в целях повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации системы управления, никак не отразились на правах налогоплательщиков и не сказались на качестве их обслуживания.

Прием налогоплательщиков осуществляется в обособленных подразделениях УФНС России по Республике Дагестан, которые созданы на базе бывших территориальных налоговых органов по экстерриториальному принципу, т.е. за получением соответствующей государственной услуги можно обратиться в любое из этих подразделений, независимо от места жительства или пребывания. Экстерриториальность позволила сделать получение услуг более удобным для граждан, сэкономить их время и материальные затраты.

Сотрудники налоговых органов Республики Дагестан умеют не только пополнять казну – они также умеют сочувствовать, сопереживать, подставлять плечо слабому. В мае 2008 года руководством Управления ФНС России по Республике Дагестан было принято решение взять шефство над Махачкалинской школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Шефство, которое продолжается и по сегодняшний день.

Дагестанскими налоговиками сделано немало и немало предстоит сделать. С каждым годом повышаются требования, поднимается планка бюджетных назначений, ставятся новые фискальные задачи, которые, несмотря на имеющиеся сложности, успешно решаются.

Так, на расширенном заседании коллегии Управления ФНС России по Республике Дагестан, где дагестанские налоговики подводили итоги работы за прошедший год, было отмечено, что за 2023 год в бюджетную систему Российской Федерации обеспечено поступления налогов, сборов и страховых взносов в объеме 99,8 млрд. рублей (темп роста - 108,9 % или на 8,1 млрд. рублей больше уровня 2022 года). В консолидированный бюджет Российской Федерации обеспечено поступление в объеме 63,3 млрд. рублей (темп роста - 10,8 % или на 6,2 млрд. рублей больше уровня 2022 года). Доходы по страховым взносам составили 36,5 млрд. рублей (темп роста – 105,6 % или на 1,9 млрд. рублей больше уровня 2022 года).

Доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан составили 50,2 млрд. рублей (темп роста – 106,1 % или на 2,9 млрд. рублей больше уровня 2022 года). По словам руководителя Управления ФНС России по Республике Дагестан, анализ налоговых платежей в отраслевом разрезе показывает рост поступлений по всем видам экономической деятельности, кроме оптовой и розничной торговли.

На расширенном заседании коллегии также были оглашены хорошие результаты выездных и камеральных налоговых проверок Управления за 2023 год - доначислено 6149,4 млн рублей, что в 1,3 раза больше, чем за 2022 год (рост на 1585,1 млн рублей). По результатам 68 выездных налоговых проверок доначислено платежей на сумму 4682,3 млн рублей, что на 2500 млн рублей больше, чем за 2022 год. Результативность одной выездной налоговой проверки составила 70,9 млн рублей, что в 2,1 раза больше (на 31,2 млн рублей) показателя предыдущего года. При этом сумма взысканных платежей по результатам контрольно-аналитической работы больше суммы показателя 2022 года на 240,6 млн рублей и составила 1140,1 млн рублей (рост - 126,7 %).