Детализация основных этапов реализации отраслевого проекта
Этап 1 — Перечень субъектов контроля
^К началу страницы
Сроки реализации: май-сентябрь 2020 года
Статус: Выполнено
Формирование перечня налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере услуг общественного питания — май-сентябрь 2020 года.
Результат
На основе обработки сведений кассовых чеков инструментами искусственного интеллекта, данных проведенных осмотров объектов мест оказания услуг, сформирован перечень налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере услуг общественного питания.
Этап 2 — Информационная кампания
^К началу страницы
Сроки реализации: январь-февраль 2021 года
Статус: Выполнено
Информирование налогоплательщиков сферы услуг общественного питания о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-касcовой техники и о проводимом отраслевом проекте
Результат
Проведены информационные компании во всех регионах Российской Федерации, нацеленные на изменение поведения общепита. Также, на площадке Федерации рестораторов и отельеров была проведена конференции с бизнес сообществом, в том числе по ВКС с региональными представителями, в целях освещения проекта ФНС России по обелению сферы общественного питания.
Освещение отраслевого проекта ФНС России проводилась на совещаниях с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, в ходе проведения единой сессии с уполномоченным по правам предпринимателей, объединениями предпринимателей («Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей и «Деловая Россия»), с региональными объединениями (ассоциациями) предприятий сферы услуг общественного питания, публикации в региональном разделе «Новости» сайта ФНС России и региональных и местных печатных СМИ и Интернет-СМИ, на семинарах и вебинарах с налогоплательщиками.
Этап 3 — Модель дохода
Сроки реализации: март-апрель 2021 года
Статус: Выполнено
В отношении каждого налогоплательщика определяется ожидаемая модель доходов и допустимое изменение выручки на основе данных о ранее полученных доходах. После проведения информационной компании осуществляется мониторинг предприятий общественного питания на предмет увеличения фактической выручки в сравнении с ожидаемой).
С целью приведения показателей к сопоставимым экономическим условиям определен корректирующий коэффициент в отношении каждого анализируемого налогоплательщика, как медианное значение на основе индивидуальных отклонений периодов, не подверженных ограничениям в связи с пандемией COVID-19.
С учётом индивидуальных коэффициентов был рассчитан сопоставимый доход по каждому налогоплательщику и проведена оценка их поведения при расчётах на наличие аномалий.
По результатам сопоставления зафиксирован отрицательный прирост выручки у 44% налогоплательщиков сферы услуг общественного питания от общего числа анализируемых субъектов. В отношении лиц, не имеющих прироста выручки, проведён дополнительный анализ на наличие в деятельности аномалий поведения, выявлены аномалии в расчётах у 29% от выборки.
Налогоплательщики с отрицательной значением выручки были уведомлены о выявленных рисках в их поведении с целью побуждения самостоятельного исправления ошибок.
Этап 4 — Контроль
Сроки реализации: июнь-июль 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение контрольных мероприятий в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков сферы услуг общественного питания.
По данным ККТ проведен повторный анализ деятельности изменения поведения налогоплательщиков сферы услуг общественного питания, по результатам которого зафиксированы отклонения от расчётного значения выручки у 18% субъектов общепита (снижение к 3 этапу в 2,4 раза).
Повторное «отрицательное» значение выручки зафиксировано у 1/4 части (24%) налогоплательщиков, ранее получивших уведомления о недопустимости поведения. В отношении данной категории налогоплательщиков проводятся контрольные мероприятия, с приоритетом на лиц, имеющих аномалии в расчётах. Прорабатывается вопрос воздействия на среду за счёт привлечения общественных организаций по защите прав потребителей, гражданского контроля, для подтверждения фактов правонарушений через подачу жалоб в мобильном приложении «Проверка чека»
Этап 5 — Анализ среды
Сроки реализации: август 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение анализа изменения поведения налогоплательщиков при осуществлении деятельности после проведения контрольных мероприятий и корректировка перечня для включения в план проведения проверок.
ФНС продолжает проведение отраслевого проекта «Общественное питание», анализируя расчёты налогоплательщиков на основе данных ККТ. С момента запуска проекта в феврале текущего года средняя выручка 1 налогоплательщика в месяц увеличилась в 1,5 раза с 1,4 млн руб. до 2,1 млн руб. в августе, совокупный прирост выручки по отрасли составил более 40 млрд руб.
Этап 6 — Повторный контроль
Сроки реализации: сентябрь 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение повторных контрольных мероприятий в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков
Основной акцент контрольной работы налоговых органов сосредоточен на группе с высоким риском, в обороте которых наблюдается высокая доля наличных или безналичных платежей, частые возвраты, «молчащие» кассы и другое. Таким участникам рынка в личные кабинеты направлены уведомления о рисках нарушения законодательства о применении ККТ. По итогам августа имели положительную динамику выручки также и 1/3 от всех налогоплательщиков в периметре проекта, ранее получившие уведомления.
Для расширения способов выявления правонарушений в сфере общепита к участию в отраслевом проекте приглашена общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива». В сентябре силами активистов проведены заказы блюд в 14 регионах страны и по фактам не выдачи чеков были поданы жалобы через мобильное приложение «Проверка чеков ФНС России» для проведения контрольных действий налоговыми органами.
На текущий момент осуществлен анализ изменения поведения налогоплательщиков после контрольных мероприятий и проводятся повторные контрольные мероприятия в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков, ведущих бизнес с высокой долей риска.
Этап 7 — Анализ среды
Сроки реализации: октябрь 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение анализа изменения поведения налогоплательщиков при осуществлении деятельности после проведения контрольных мероприятий, и корректировка перечня для включения в план проведения проверок.
За 8 месяцев проекта удельная выручка выросла на 38,8%. При этом в 2019 году (для сравнения выбран год, не затронутый влиянием противоэпидемиологических мер) соотношение по аналогичным месяцам составляло всего лишь 5,2%.
Следует также отметить, что указанный рост не связан с восстановлением отрасли после антиковидных ограничений. Так рост удельной выручки в сентябре 2021 над аналогичным периодом 2019 года составил 39,7%, в то время как на старте проекта в феврале 2021 рост по сравнению с февралём 2019 года составлял лишь 5,9%, и, вероятно, был обусловлен только инфляцией.
Таким образом, рост удельной выручки за 8 месяцев проекта составил 30,1%.
Еще одним важным показателем применяемости ККТ является количество чеков, оформленных на контрольно-кассовой технике.
Рост удельного месячного количества чеков на одного налогоплательщика с февраля по сентябрь 2021 года составил 33,1%, в то время как в 2019 году этот показатель составлял 6,4%.
Этап 8 — Повторный контроль
Сроки реализации: ноябрь 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение повторных контрольных мероприятий в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков
В рамках отраслевого проекта контрольные мероприятия проводятся только в отношении налогоплательщиков, у которых установлено отрицательное значение выручки за анализируемый период и наличие аномалий в расчетах. При этом каждый налогоплательщик, попавший в зону контроля, заблаговременно уведомляется о наличии признаков неполного отражения выручки через контрольно-кассовую технику, с целью побуждения самостоятельного исправления ошибок.
Промежуточные результаты отраслевого проекта показали положительное влияние отраслевого проекта «Общественное питание» на увеличение выручки, отражаемой налогоплательщиками сферы услуги общественного питания на контрольно-кассовой технике.
Необходимо отметить, что результаты отраслевого проекта «Общественное питание» были достигнуты при незначительном количестве контрольных мероприятий за счет широкой разъяснительной работы во всех регионах Российской Федерации.
Этап 9 — Итоги проекта
Сроки реализации: декабрь 2021-январь 2022 года
Статус: Выполнено
За 12 месяцев 2021 года проект имеет следующие результаты:
- рост удельной выручки на 1 налогоплательщика, уменьшенный на факторы сезонности и инфляции, составил 22,1%.
- рост удельного количества чеков на 1 налогоплательщика, уменьшенный на фактор сезонности, составил 20,7%.
Показатели за 12 месяцев 2021 года достигнуты в условиях действующих в ряде регионов ограничительных мер на посещение объектов общепита.
Необходимо отметить, что приведенный выше результат был достигнут при незначительном количестве контрольных мероприятий за счет широкой разъяснительной работы и применения разносторонних аналитических подходов. В рамках проекта было осуществлено всего 15,5 тыс. контрольных мероприятий или 20,6% от общего числа организаций общепита.
Этап 10 — Обеление отрасли
Сроки реализации: 2022 год
Создание стимулов по самостоятельному обелению отрасли, включая воздействие на лиц, не меняющих поведение, через проведение полного комплекса мер налогового контроля.