Дата публикации: 20.06.2014 12:15 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Круглый стол на тему «Расширенное информационное взаимодействие как новый подход к администрированию налогов» состоялся в рамках IV Петербургского Международного Юридического Форума. Модератором круглого стола выступил заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов.
В рамках круглого стола участники обсудили зарубежный опыт применения концепции расширенного взаимодействия, представители зарубежных компаний осветили практические вопросы применения данного подхода в налоговом администрировании.
О практике расширенного взаимодействия, примерах внедрения и направлениях дальнейшего его развития сообщил в своём выступлении партнер компании Ernst & Young (США) руководитель налоговой и юридической практики в СНГ Питер Рейнхардт. Опытом применения расширенного информационного взаимодействия также поделились экс-сотрудник Министерства финансов и налоговой службы Франции, руководитель проекта «горизонтального мониторинга» во Франции Жан-Пьер Либ, руководители Глобальной налоговой службы The Procter & Gamble Company Тэдд Фоулер (США) и Глобальной налоговой службы Shell Хьюбенс Вилберт (Нидерланды).
С.А. Аракелов рассказал участникам круглого стола о предпосылках внедрения в российское законодательство института налогового мониторинга, а также о результатах запуска пилотного проекта по расширенному информационному взаимодействию.
Как пояснил С.А. Аракелов, в области урегулирования налоговых споров ФНС России последовательно занимает позицию недоведения споров до суда и урегулирования их путем «внутренних пересмотров». Так, Службой разработана и с 2009 года внедрена система обязательного досудебного урегулирования налоговых споров, которая распространена на обжалование решений по налоговым проверкам, а с 2014 года по всем возникающим налоговым спорам налогоплательщики перед обращением в суд должны обратиться в вышестоящий налоговый орган.
Система обязательного досудебного обжалования показала свою эффективность: за годы ее использования в 1,5 раза уменьшилось количество подаваемых в налоговые органы жалоб налогоплательщиков и в 2,6 раза сократились суды с налоговыми органами, отметил С.А. Аракелов.
Опираясь на опыт налоговых органов других стран, ФНС России в 2012 году впервые прибегла к практике заключения мирового соглашения с налогоплательщиками, а уже за 2013 год налоговыми органами России в судах заключено около 40 таких соглашений, указал С.А. Аракелов.
С.А. Аракелов рассказал, что ФНС России в 2012 году запущен пилотный проект по расширенному информационному взаимодействию и заключены соглашения с рядом налогоплательщиков. Суть проекта заключалась в том, что компании-участники предоставляли в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, а налоговый орган при необходимости информировал налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлял информацию о правильности исчисления налогов, если у налогоплательщика возникали вопросы по налогообложению.
С.А. Аракелов обратил внимание участников круглого стола на то, что пилотный проект оказался эффективным. Налоговыми органами было представлено более 50 ответов на запросы компаний, удалось не только разрешить текущие проблемы по вопросам налогообложения, но и разрешить налоговые споры, которые находились на стадии судебного разбирательства, снижены трудозатраты при осуществлении налоговыми органами мероприятий налогового контроля.
По итогам реализации пилотного проекта разработаны предложения о введении на законодательном уровне института налогового мониторинга, на основании которых подготовлен соответствующий законопроект.
На круглом столе также выступила начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Е.В. Суворова, которая подробно рассказала о механизме, предусмотренном законопроектом о налоговом мониторинге.
Е.В. Суворова отметила, что важным концептуальным положением законопроекта о внедрении горизонтального мониторинга является отказ налоговых органов от проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, с которыми заключены соглашения о расширенном информационном взаимодействии, а также сокращение и освобождение от налоговых санкций в случае добровольного раскрытия налогоплательщиками информации в рамках налогового мониторинга.
Она пояснила, что налоговый орган в рамках осуществления налогового мониторинга, как по собственной инициативе, так и по запросу налогоплательщика предоставляет мотивированное мнение о порядке налогообложения хозяйственных операций.
Как указала Е.В. Суворова, важной новацией законопроекта стало предложение о введении «взаимосогласительной процедуры», инициируемой в случае несогласия налогоплательщика с мотивированным мнением налогового органа, так как результатом открытости и доверия должен стать диалог о выработке единой правильной правовой позиции относительно возникающих вопросов налогообложения.
Участие в работе круглого стола приняли начальник Правового управления ФНС России О.В. Овчар, заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Д.М. Казанский, заместитель начальника Правового управления ФНС России К.Г. Харитонов.
Кроме того, на круглом столе выступили заместитель председателя Экспертного совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики Д.Е. Фадеев, а также российские и зарубежные специалисты.
Завершая заседание круглого стола, С.А. Аракелов обратил внимание, что внедрение института налогового мониторинга направлено, прежде всего, на повышение налоговой дисциплины налогоплательщиков и снижение налоговых рисков, а также отметил, что развитие внесудебных способов урегулирования налоговых споров продолжается. В настоящее время ФНС России рассматривает возможность внедрения в российскую налоговую систему института «налоговой медиации». В налоговых отношениях с помощью механизма медиации можно разрешить спорные противоречивые с точки зрения методологии вопросы с привлечением судей в отставке, а также представителей научного сообщества, имеющих опыт в разрешении налоговых споров и пользующихся высокой степенью доверия среди налогоплательщиков и налоговых органов, пояснил С.А. Аракелов.