Ответы на вопросы о деятельности ФНС России,

Дата публикации: 09.08.2006 16:31 (архив)

заданные гражданами во время интернет-конференции Президента Российской Федерации В.В.Путина

Ответы на вопросы о деятельности ФНС России, заданные гражданами во время интернет-конференции Президента Российской Федерации В.В.Путина

  Вопрос:  Уважаемый Владимир Владимирович! Когда же, наконец, наша налоговая система повернется лицом к налогоплательщику и станет работать во имя развития граждан, общества и страны? Страдают и вынуждены производить махинации все – от крупных компаний до мелких предпринимателей. Ведь сила нашей страны в нас.

С уважением. Леонид, 32 года, Москва, 05.07.2006.

Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001-2005 гг. В частности, за эти годы были приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений.

Поэтому главное внимание в 2006 году уделяется мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сбора, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

Так,  вновь принятый Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» вносит изменения в упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, расширение законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Вопрос:  Когда прекратиться бесконтрольное законотворчество налоговиков? Пример- каждый квартал в налоговых декларациях меняются одна - две строчки и те, кто не уследил за этими незначительными изменениями нещадно штрафуются. При этом в содержательной части отчетов не меняется ничего. Инструкции меняются так часто, что за ними не успевают следить даже работники налоговых инспекций. Может быть стоит немного укротить рвение высокопоставленных налоговых чиновников?

Елена Владимировна, Москва, 03.07.2006

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источников доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Разрабатывает и направляет на утверждение в Минфин России указанные формы и порядок  их заполнения Федеральная налоговая служба и только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, согласно Положению о ФНС России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.

Так, например, форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 07.02.2006 № 24н (зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2006 № 7528), форма декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 28.12.2005 № 163н (зарегистрирован в Минюсте России 26.01.2006 № 7416),  форма налоговой декларации по акцизам утверждена Минфином России 30.12.2005 № 168н (зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2006 № 7464), форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и Порядок ее заполнения утверждена приказом Минфина России от 23.12.2005 № 153н (зарегистрирован в Минюсте России  24.01.2006 № 7409), форма налоговой декларации по единому социальному налогу  и Порядок е заполнения утверждена приказом Минфина России от 31.01.2006 № 19н (зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2006 № 7523).

Следует отметить, что в вышеназванные формы налоговых деклараций, утвержденные в декабре 2005 года и  январе 2006 года, изменений не вносилось.

При этом необходимо принимать во внимание, что внесение изменений в формы налоговых деклараций и порядки их заполнения  могут быть связаны,  в основном, с изменением законодательства о налогах и сборах.

Так, Федеральным законом от  27.07.2006 № 144-ФЗ  внесены изменения в статьи 219 и 220 главы 23 « Налог на доходы физических лиц»  Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров социальных и имущественных налоговых вычетов и порядка их применения,  Федеральный закон от 18.07.2006 № 119-ФЗ предоставляет лицам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, право на стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода.

Указанные федеральные законы вступают в силу с 1 января 2007 года, что в свою очередь, возможно потребует внесения изменений в налоговые декларации по НДФЛ.

Вопрос: Уважаемый Президент! Действия фискальных органов государства направлены на максимальный сбор налогов, и часто, в целях выполнения плана, с нарушением законов. Особенно в отношении малого бизнеса. В суде такие претензии налоговиками принимаются без возражений. Но большое количество предпринимателей не обращаются в суды (оспариваемые суммы сопоставимы с судебными затратами). Как Вы смотрите на то, чтобы Счетной палате вменить в обязанность контроль законности действий фискальных органов?

Сергей, 50 лет, Новосибирск, 30.06.2006.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,  их должностными лицами.

Таким образом, контрольные функции за соблюдением законности, в том числе фискальными органами, уже возложены на Счетную палату Российской Федерации и Прокуратуру Российской Федерации указанными выше Федеральными законами.

Вопрос: Заплатил все налоги, а спокойно не сплю. Налоговая требует заплатить еще раз, а потом эти же деньги обещают мне вернуть. В противном случае грозят штрафными санкциями. Может Вы повлияете на наших налоговиков и они упростят свою работу, облегчив жизнь всего нашего народа и своих работников в частности.

С уважением Сергей  Кучин,  г.Находка, 06.07.2006

К сожалению,  из вопроса не совсем понятны конкретные обстоятельства дела, но можно предположить, что речь идет о возмещении налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи сообщается следующее.

В 2007 году с  учетом уже принятых решений, касающихся НДС и налога на прибыль организаций, вступающих в силу с 1 января 2007 года, будет иметь место дальнейшее снижение налоговой нагрузки.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 22.07. 2005  № 119-ФЗ с 1 января 2007 года будет осуществлен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерам, что обеспечит существенную дополнительную экономию их средств. При этом отменяется отдельная декларация по нулевой ставке НДС и вступает в силу новый порядок вычета этого налога при осуществлении экспортных операций, согласно которому налогоплательщики получают право предъявлять к вычету налог, уплаченный при приобретении материальных ресурсов для производства экспортируемой продукции, на основании общей декларации (при наличии необходимых документов, подтверждающих факт экспорта). Это позволит решить существующую в настоящее время и вызывающую многочисленные нарекания налогоплательщиков проблему систематической задержки в возмещении экспортерам сумм налога, уплаченным при производстве (приобретении) экспортируемой продукции.

Также, начиная с 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ организации получат право в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Осуществление указанных мер обеспечат сохранение в распоряжении предприятий в 2007 году дополнительных денежных средств в крупном размере.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005  № 119-ФЗ начиная с 2006 года  вступил в действие ряд таких важных норм, касающихся НДС, как переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, принятие к вычету налога по объектам капитального строительства по мере осуществления затрат до завершения строительства, освобождение от налогообложения при определенных условиях авансовых платежей и некоторые другие.

Вместе с тем, в условиях, когда широко используются различные, в т.ч. криминальные способы уклонения от уплаты НДС и его незаконного возмещения особое внимание уделяется улучшению налогового администрирования и созданию системы управления рисками.

Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть введение, обязательности выделения в платежных поручениях отдельной строки «НДС – платеж» с передачей банками информации о суммах и контрагентах расчетов налоговым органам. Такие предложения прорабатываются в настоящее время Минфином России и Банком России. Решению этого вопроса должно также способствовать то, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005  № 119-ФЗ, начиная с 2007 года, введена норма об обязательном перечислении НДС денежными средствами с оформлением отдельных платежных поручений в случаях осуществления товарообменных операций, при зачетах взаимных требований, а также при использовании в расчетах за реализуемые товары (работы, услуги) ценных бумаг.