Ответы на вопросы об администрировании налога на прибыль и налогообложении малого и среднего бизнеса,

Дата публикации: 29.08.2006 11:27 (архив)

заданные гражданами во время интернет-конференции Президента Российской Федерации В.В.Путина

Вопрос: 

Почему так мало внимания в налоговой политике государства уделяется стимулированию предприятий пополнять основные средства для развития производства? Ведь они это могут делать исключительно за счет своей прибыли. При понижении ставки налога на прибыль с введением Налогового кодекса Российской Федерации исчезла 50 процентная льгота на приобретение основных средств, что в абсолютных цифрах привело к ухудшению ситуации.

Ответ:

Поскольку концепция главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разрабатывалась в рамках проводимой Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой является сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения, предоставление каких-либо налоговых льгот налогоплательщикам в главе 25 Кодекса не предусмотрено.

Однако при оценке налоговой нагрузки на налогоплательщиков принципиальное значение имеет не столько налоговая ставка, сколько та налоговая база, к которой будет применяться эта налоговая ставка.

Глава 25 Кодекса установила новые правила формирования налоговой базы в целях налогообложения прибыли: предусмотрен «открытый» перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы, а также осуществлена отмена ограничений по целому ряду расходов, ранее относившихся на себестоимость в пределах установленных норм и нормативов, введен новый механизм начисления амортизации для целей налогообложения и т. д. При этом, главой 25 Кодекса установлен целый перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли.

Указанные изменения стали возможны при условии отменены всех ранее действовавших льгот, в том числе отраслевых льгот и преимуществ, предоставляемых ранее отдельным категориям налогоплательщиков.

Ряд последующих изменений законодательства по налогообложению прибыли был направлен на снижение уровня налоговых изъятий у налогоплательщиков, на предоставление налогоплательщикам возможности формирования финансовых ресурсов для развития производства.

На стимулирование увеличения объемов капитальных вложений в экономику страны и поддержание высоких темпов экономического роста направлены и дополнения, внесенные в главу 25 Кодекса, вступившие в силу с 01.01.2006 в виде «амортизационной премии», позволяющей налогоплательщикам включать единовременно в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Вопросы:

1. Почему для малого бизнеса налоги не снизились? Малый бизнес работает по системе налогообложения ЕНВД, который рассчитывается по определенной формуле. С 2005 года этот налог для нас возрос на 30%?

2. Почему налоги на малый бизнес, работающий по системе налогообложения ЕНВД, в действительности с 2005 года увеличились на 30%?

3. Уважаемый Владимир Владимирович! В 2004 году Вы многократно публично высказывались о необходимости принять меры по снижению налоговой нагрузки на плохо развивающейся малый и средний бизнес, и в конце этого же года подписали закон, увеличивающий аж в 1,5 раза с 1 января 2005 года налогообложение по единому налогу на вмененный доход на тот же малый и средний бизнес. Когда же Вы были искренны? Этот вопрос я задавал в Ваши «прямые эфиры» письменно, SMS, звонками, но он Вас, видимо, не заинтересовал.

4. Соответствует ли на Ваш взгляд увеличение в 1,5 раза с 1 января 2005 года налогообложение по единому налогу на вмененный доход Вашим публичным высказываниям в 2004 и последующие годы о принятых мерах по снижению налогового бремени на малый и средний бизнес?

Ответ:

Статьей 2 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» вступившей в силу с 01.01.2005 в статью 346.29 Кодекса внесены изменения, согласно которым размеры базовой доходности на единицу физического показателя по видам предпринимательской деятельности, подпадающим под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, увеличены с 01.01.2005 в полтора раза, при этом минимальное значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, установленное статьей 346.29 Кодекса, снижено на 50 процентов и может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в пределах от 0,005 до 1,0 включительно.

Исходя из предусмотренных главой 26.3 Кодекса полномочий, законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе были снизить с 01.01.2005 ранее установленные ими значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 до указанного минимального размера и тем самым компенсировать увеличение размеров базовой доходности.

Как показал анализ действующего в течение 2005 года регионального законодательства о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход отдельные субъекты Российской Федерации данным правом не воспользовались.

В результате на территории данных субъектов Российской Федерации налоговая нагрузка на налогоплательщиков единого налога на вмененный доход действительно возросла до 50 процентов.

Налогоплательщики единого налога на вмененный доход, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории таких

субъектов Российской Федерации, вправе были обратиться в законодательные органы этих субъектов Российской Федерации с предложениями о снижении с 01.01.2005 установленных значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2.

Что касается увеличения налоговой нагрузки с 01.01.2006, то следует отметить, что данное увеличение связано с изменением значения коэффициента-дефлятора, используемого налогоплательщиками при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход. В 2005 году налогоплательщиками использовался коэффициент-дефлятор равный 1,104, а в 2006 году – равный 1,132.