Подведены промежуточные итоги работы комиссий по легализации «теневой» заработной платы

Дата публикации: 09.10.2006 17:01 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

комментарий начальника Управления администрирования Единого социального налога ФНС России Е.А. Останиной

Подведены промежуточные итоги работы комиссий по легализации «теневой» заработной платы

С начала 2006 года в налоговых органах, а также при администрациях городов, районов, муниципальных образований всех регионов России созданы комиссии по легализации «теневой» заработной платы. На заседания комиссий приглашаются налогоплательщики, выплачивающие работникам заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Списки таких налогоплательщиков были составлены в каждом регионе к началу года.

ФНС России подвела итоги работы этих комиссий за восемь месяцев работы. Результаты обнадеживают, о чем свидетельствует опережающий темп роста поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование (126,1%) над темпами роста среднемесячной заработной платы (124,5%).

За восемь месяцев 2006 года на заседаниях комиссий в налоговых органах и при администрациях заслушано более 250 тысяч налогоплательщиков, из них в налоговых органах более 200 тысяч. А до конца года комиссии заслушают всех налогоплательщиков, попавших в списки.

Результаты работы комиссий по легализации заработной платы можно проиллюстрировать конкретными примерами.

Управление ФНС России по Оренбургской области на заседаниях комиссий по легализации «теневой» заработной платы заслушало всех налогоплательщиков-работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, из них 88% налогоплательщиков по состоянию на 01.09.2006 повысили заработную плату своим сотрудникам.

В Омской области отмечается рост заработной платы в среднем в 2-3 раза. В одной из организаций, которая производит и реализует хлебобулочные изделия, средняя заработная плата до заслушивания на комиссии руководителя составляла 541,7 рублей (в 2 раза ниже МРОТ), после – 3336,4 рублей, то есть возросла более чем в 6 раз. В организации, занимающейся ремонтом сельскохозяйственной техники, заработная плата увеличена в 2,7 раза (до заседания комиссии - 2220,2 рублей, после заседания - 6050,5 рублей.).

В Вологодской области предприятие, занимающееся перевозкой грузов, увеличило заработную плату в 3,5 раза (с 1100 до 3700 рублей.).

Индивидуальный предприниматель Вологодской области увеличил заработную плату 15 работникам почти в 5 раз (с 960 до 4700 рублей).

В Санкт-Петербурге после индивидуальной работы с руководителями организаций 1391 организация увеличила заработную плату 104140 работникам в среднем на 3056 рублей.

В Нефтеюганске (Ханты-Мансийский АО) в июне 2006 года за 4 дня зарегистрировано 177 дополнительных соглашений к трудовым договорам в связи с пересмотром в сторону увеличения оплаты труда, тогда как ранее в среднем за месяц производилась регистрация лишь 200 договоров.

В первом полугодии текущего года в Республике Мордовия 1118 работодателей перезаключили трудовые договора с работниками и определили размер оплаты труда выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике. Если на 1 января 2006 года в органах местного самоуправления Республики было зарегистрировано 747 трудовых договоров индивидуальных предпринимателей с наемными работниками с оплатой труда не ниже прожиточного уровня, то на 1 июня количество таких договоров составило 3700, а на 1 июля - 6549, то есть за период с начала года возросло в 9 раз.

На заседании комиссии при Управлении ФНС России по Воронежской области ряд руководителей организаций представили новые штатные расписания, в соответствии с которыми заработная плата увеличилась по различным должностям от 3,1 до 10,0 тысяч рублей.

Организация работы по выявлению и пресечению схем ухода от налогообложения, в том числе «конвертной» схемы, а также легализация «теневой» зарплаты являются одними из приоритетных направлений деятельности ФНС России.

В Российской Федерации свыше 4 миллионов налогоплательщиков представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Из них свыше 500 тысяч налогоплательщиков выплачивают своим сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионах (или 13% от числа отчитывающихся).

В таких случаях у налоговых органов есть основание предполагать, что часть заработной платы выплачивается работникам в конвертах – это «теневые», или «серые» зарплаты. Так налоговики называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении. Фактически это неофициальная заработная плата, выдаваемая в обход ведомостей, в конвертах, а также через страховые премии и другие формы сокрытия реальной заработной платы. Такие схемы позволяют организации уйти от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

«Теневые» выплаты доходов – это уклонение от налогов, которое влечет за собой не только неполное поступление налогов в бюджет, но и социальную незащищенность работников. Ведь за счет единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование государство финансирует пенсии, многие виды бесплатной медицинской помощи, оплату больничных листов (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком), пособия по беременности и родам, пособия по безработице и другие виды социального обеспечения.

Сотрудники, получающие зарплату в конвертах, уже сейчас лишены вообще или не могут получать в полном объеме пособия по временной нетрудоспособности, отпускные, выходные пособия при увольнении, налоговые вычеты при приобретении квартиры, при получении платного образования, при платном обучении детей, при получении платных медицинских услуг, а также возможности получения кредитов. Работодатель, который сегодня выплачивают зарплаты в конвертах, также лишает своих сотрудников достойной пенсии в будущем: ведь от «серой зарплаты» отчисления в Пенсионный фонд отсутствуют.

Информацию о работе комиссий по легализации «теневой» заработной платы комментирует начальник Управления администрирования Единого социального налога ФНС России Евгения Аркадьевна Останина.

- Евгения Аркадьевна, располагаете ли Вы информацией о том, каковы масштабы «теневой» заработной платы в стране?

- По данным Росстата и Минэкономразвития России, удельный вес «теневой» заработной платы в целом по стране в 2004 году составляя 44,3%, в 2005 году – 43,6 процента. Именно поэтому Федеральная налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации «теневой» заработной платы.

- Как поставлена работа комиссий в ФНС, примерно понятно. Интересно, насколько адекватно налогоплательщики реагируют на доводы комиссий? Есть ли сложности в работе комиссий?

- Реагируют. Ведь мы призываем налогоплательщиков декларировать реальную заработную плату небезосновательно, что называется. Налоговые органы вначале проводят тщательный анализ финансово-хозяйственной деятельности, выясняют, у кого из налогоплательщиков низкая заработная плата является объективным результатом хозяйственной деятельности, а у кого – результатом использования «схем».

Многие налогоплательщики на заседание комиссии приходят уже подготовленными: с приказами и новыми штатными расписаниями, подтверждающими повышение заработной платы. Некоторые письменно сообщают о принятых мерах по повышению заработной платы. По последним данным, полученным из наших региональных управлений, большая часть налогоплательщиков, вызванных на комиссию, уже повысили заработную плату, и она превышает прожиточный минимум. Хотя, конечно, некоторые сложности, есть. Например, часть налогоплательщиков не является на заседания, правда, их доля незначительна. Ведь все прекрасно понимают, что по факту низкой декларируемой заработной платы мы можем начать проверку.

- А бывает, что сами работники обращаются в налоговые органы с жалобами на работодателя, выплачивающего «серую» зарплату?

- Да, такие случаи тоже бывают. Обычно жалуются те, кто хотел получить кредит, но столкнулся с отказом в банке, а также те, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья. Такие обращения регулярно фиксируются в налоговых инспекциях по всей России, и это, конечно, помогает налоговикам в работе.

- Известно ли, насколько увеличились поступления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2006 году по сравнению с 2005 годом?

- В январе-августе 2006 года темп роста поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование к соответствующему периоду 2005 года составил 126,6% и опережает темп роста среднемесячной начисленной заработной платы за январь-июль текущего года (124,5%) на 2,1 процентных пункта. Что касается темпов роста единого социального налога (119,4%), то отставание от темпов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование связано с переходом налогоплательщиков на специальные налоговые режимы, не предусматривающие уплату единого социального налога, а также «январским» фактором (поступление в январе 2005 года осуществлялось за декабрь 2004 года по старым ставкам, в январе 2006 года – за декабрь 2005 года с учетом снижения ставки налога с 01.01.2005).

Темп роста страховых взносов на ОПС мог быть еще выше, если бы не разделение в законодательстве функций по администрированию страховых взносов на ОПС. Так, функции контроля за исчислением и уплатой возложены на налоговые органы, а взыскание недоимки осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации (частично на основании своих решений, частично – в судебном порядке).

- Насколько перспективна работа комиссий, что будет дальше?

- На сегодняшний день комиссии по легализации «теневой» заработной платы работают во всех регионах страны.

Что касается дальнейших планов, то до конца года ФНС России планирует заслушать всех налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. На следующем этапе мы намерены работать с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднеотраслевого уровня.

Одновременно будут проводиться контрольные мероприятия, направленные на выявление и пресечение схем ухода от налогообложения, в том числе «конвертной».