Решения по жалобам

Дата публикации: 31.08.2018

Дата решения: 19.07.2018

Номер решения: ЕД-4-9/13936@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 31 НК РФ, Статья 93.1 НК РФ, Статья 129.1 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность привлечения к ответственности за непредставление документов на требование налогового органа


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Инспекцией в адрес Заявителя направлено требование о представлении документов (информации) по взаимоотношениям с контрагентом. Однако документы или пояснения Заявителем в установленный срок не представлены, требование о представлении документов (информации) не исполнено.

 

Позиция налогоплательщика: Заявитель не получил требование Инспекции о представлении документов, на почтовом уведомлении о вручении корреспонденции стоит иная подпись и в данный период времени Заявитель находился в командировке. Также Заявитель сообщает, что на требование о представлении документов (информации) в Инспекцию направлен ответ о том, что проверяемое лицо не является контрагентом Заявителя. Кроме того, документы, запрашиваемые вне рамок проверок, должны быть истребованы напрямую у контрагента проверяемой организации.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.


Согласно пункту 3 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В поручении указывается при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.


Согласно пункту 4 статьи 31 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.


В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Кодекса в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом: налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, - по адресу места его жительства или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в пункте 5 статьи 31 Кодекса, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее – ЕГРН).


В силу пункта 6 статьи 93.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса.


В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.


Как следует из материалов жалобы Заявителя, Межрайонной ИФНС России на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса и в связи с проведением предпроверочного анализа организации, являющейся контрагентом иного юридического лица, в Инспекцию направлено поручение от 20.11.2017 об истребовании у Заявителя документов (информации) по взаимоотношениям с указанным иным юридическим лицом относительно конкретных сделок.


Инспекцией направлены Заявителю требование от 22.11.2017 о представлении документов (информации), а также поручение Межрайонной ИФНС России от 20.11.2017 об истребовании документов (информации) заказной почтовой корреспонденцией по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Согласно информации, размещенной на сайте ФГУП «Почта России», указанная почтовая корреспонденция получена адресатом 28.11.2017, что также подтверждается почтовым уведомлением.


При этом по мнению Федеральной налоговой службы направление Инспекцией требования от 22.11.2017 о представлении документов (информации) по почте заказной почтовой корреспонденцией не повлекло нарушение прав Заявителя.


Более того, в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.


Ссылки Заявителя на то, что в спорный период времени она находилась в командировке и на почтовом уведомлении о вручении корреспонденции стоит не ее подпись, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не подтверждены документально.


В отношении довода Заявителя о направлении ответа на требование налогового органа о представлении документов (информации), Федеральная налоговая служба сообщает следующее.


Заявителем в письме от 04.12.2017 сообщалось о том, что лицо, в отношении которого проводится предпроверочный анализ, не является контрагентом Заявителя.


Вместе с тем, из материалов жалобы следует, что налоговым органом запрошена информация относительно не данного проверяемого лица, а его контрагента.


При этом в Инспекцию не представлена информация о том, что Заявитель не располагает истребуемыми документами (информацией) в отношении данного контрагента. Уведомление о невозможности представления в установленный Кодексом срок документов (информации) по требованию Инспекции от Заявителя также не поступило.


Налоговый орган не ограничен в праве на истребование документов относительно конкретных сделок у их участников независимо от проведения контрольных мероприятий (в том числе предпроверочного анализа) в отношении их контрагентов.


Таким образом, Заявитель неправомерно не сообщил по требованию Инспекции от 22.11.2017 истребуемую информацию по взаимоотношениям с контрагентом, что в соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 Кодекса признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса.


На основании вышеизложенного Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.


Перейти к полному тексту решения по жалобе

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России