Решения по жалобам

Дата публикации: 18.09.2024

Дата решения: 15.01.2024

Номер решения: БВ-2-9/371@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 92 НК РФ, Статья 94 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора:

Законность проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: проведен осмотр помещений, хоть и не отраженных на плане аренды, но принадлежащих к единому офисному пространству (условное зонирование пространства перегородками для создания уединенных рабочих мест и «кабинетов»), арендуемому в том числе обществом, где были обнаружены документы общества и его контрагентов, относящиеся к предмету проверки.

Позиция налогоплательщика: обжаловал результаты осмотра и выемки, приводя довод о допущении должностными лицами инспекции процессуальных нарушений, выразившихся в осмотре помещений, не относящихся к арендуемым обществом, и изъятии в ходе выемки документов, принадлежащих третьим лицам. Данный факт, по мнению налогоплательщика, подтверждается тем, что в протоколах осмотра и выемки не указана нумерация условно выделенных внутри единого офисного пространства помещений и их принадлежность к конкретному юридическому лицу.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

Инспекцией на основании абзаца второго пункта 1 статьи 92, статьи 94 НК РФ вынесены постановления об осмотре и выемке.

В постановлении о выемке указано, что выемка производится по адресу общества и в прилегающих помещениях, выемке подлежат документы и предметы, прямо или косвенно подтверждающие/опровергающие факт возможного совершения обществом налогового правонарушения.

Согласно пункту 2 статьи 99 НК РФ в протоколе осмотра должно быть указано, в частности, место производства конкретного действия.

В результате осмотра установлено, что в здании располагается единое офисное пространство, которое включает в себя арендуемые налогоплательщиком зоны.

Протокол осмотра в свою очередь содержит подробное описание пространства осматриваемого помещения, исходя из которого можно идентифицировать принадлежность рабочих мест, а также обнаруженных документов и предметов.

В ходе проведенного осмотра в «кабинетах» (полностью изолированное при помощи перегородок рабочее место внутри того же единого офисного пространства) обнаружены документы, относящиеся к финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также взаимосвязанных с ним лиц, имеющие значение для проведения выездной налоговой проверки.

В соответствии с пунктами 6-7 статьи 94 НК РФ протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов должен быть составлен с соблюдением общих требований, предусмотренных статьей 99 НК РФ, а также содержать перечисление и описание изъятых документов и предметов с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов.

Изъятые технические устройства в протоколе выемки перечислены с указанием их уникального серийного номера, оттиски штампов и печатей приведены с указанием на их принадлежность конкретным юридическим и физическим лицам, канцелярские товары описаны исходя из их существенных визуальных признаков.

ФНС России пришла к выводу, что статья 92 НК РФ не запрещает осмотр помещений и территорий третьих лиц, когда у налогового органа есть информация, что такие помещения и территории используются для извлечения прибыли проверяемого лица или что на них могут находиться документы и предметы, связанные с предметом проверки, а управлением в решении верно указано, что по смыслу пункта 5 статьи 94 НК РФ возможность изъятия документов и предметов ограничена их отношением не к проверяемому лицу, а к предмету проверки.

Данный вывод подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 № 500-О, где суд отметил, что данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103 НК РФ).

Таким образом, обеспечение осуществления налоговыми органами контроля за исполнением налоговых обязательств, не отменяет действие прав и гарантий, предоставленных налогоплательщикам (их контрагентам) в рамках проведения мероприятий налогового контроля.

Решением ФНС России жалоба оставлена без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России