О работе с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл за 2 квартал 2024 года

Дата публикации: 17.07.2024 16:24

В Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) во 2 квартале 2024 года поступило на рассмотрение 3449 обращений граждан.

Основную часть заявлений граждан в отчетном периоде составляют обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц – 1133 обращений (33% от общего количества обращений). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка. Кроме того, заявители просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Значительное количество обращений содержат вопросы возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 563 обращения (16,3% от общего числа). Налогоплательщики обращали внимание на вопросы о списании (несписании) задолженности в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), об актуализации сальдо единого налогового счета (далее – ЕНС) в соответствии с положениями ст. 11.3 НК РФ в части исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности с истекшим сроком взыскания, об учете и распределении налогов и порядке начисления пеней в условиях ЕНС, об отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика, о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.

Актуальными остаются обращения по вопросам администрирования имущественных налогов физических лиц в отношении начисления по объектам, снятым с учета и не принадлежащим на праве собственности, несоответствия характеристик и реквизитов объектов собственности, отсутствия начислений по имеющимся объектам, отсутствия сведений о льготах  - 271 обращение (7,8 % от общего числа). Заявители просили разобраться с выставленной к уплате суммой налога, обращались с уточнением сведений об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления льгот по уплате налога.

В отчетном периоде поступали обращения по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 267 обращений (7,7% от общего количества обращений). В своих обращениях заявители интересовались вопросами исчисления налога на прибыль, порядком применения налога на профессиональный доход, порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, возможностью применения «налоговых каникул» зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, сменой индивидуальным предпринимателем системы налогообложения, внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Отдельные обращения касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Немалую часть составляют обращения по вопросам оказания услуг в электронной форме и пользования информационными ресурсами – 223 обращения (6,5% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы о возможностях электронных сервисов ФНС России, о получении электронной подписи.

Отдельные обращения, поступившие в Управление во 2 квартале 2024 года, затрагивали вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 171 обращение (5 % от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога, просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Также поступали обращения по вопросам контроля и нарушения налогового законодательства юридическими и физическими лицами – 109 обращений (3,2% от общего числа обращений). Заявители информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующего декларирования в установленном законом порядке.

Кроме того, в отчетном периоде продолжали поступать заявления граждан, содержащие вопросы регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей – 107 обращений (3,1 % от общего числа), учета налогоплательщиков, получения и отказа от ИНН – 57 обращений (1,6% от общего числа), регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями – 36 обращений (1% от общего числа), организации работы с налогоплательщиками – 34 обращений (0,9% от общего числа), обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц - 24 обращения  (0,7% от общего числа), надзора в области организации и проведении азартных игр и лотерей – 15 обращений (0,4 % от общего числа), уклонения от налогообложение – 4 обращения (0,1 % от общего числа) и иным вопросам.

Во 2 квартале 2024 года на контроль было поставлено 3449 обращений граждан. Обращений, рассмотренных с нарушением срока исполнения, не имеется.

В приемной Управления в установленном порядке осуществлялся личный прием граждан. Так, во 2 квартале 2024 года на личный прием обратились 14 граждан, которым уполномоченными должностными лицами были даны подробные разъяснения.