В Управлении состоялись публичные обсуждения по вопросам прослеживаемости товаров

Дата публикации: 10.06.2022 09:09

В Управлении ФНС России по Республике Саха (Якутия) 09 июня 2022 года состоялось очередное публичное обсуждение результатов правоприменительной практики в режиме видеоконференцсвязи по теме «Вопросы применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров».

В мероприятии приняли участие заместитель руководителя УФНС России по Республике Саха (Якутия) Лена Семеновна Терехова, главный государственный налоговый инспектор отдела камерального контроля НДС №2 Управления Татьяна Николаевна Бурнашева, представители Общественного совета при Управлении ФНС России по Республике Саха (Якутия), начальники отраслевых отделов Управления, а также организации и индивидуальных предпринимателей, заинтересованные в тематике мероприятия.

Открытие обсуждений началось со вступительного слова Л.С.Тереховой, в ходе которого она отметила, что в соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса РФ, введенным в силу 01.07.2021 Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ, налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, установленных Правительством РФ случаях.

В перечень прослеживаемых товаров включаются: холодильники, морозильники, стиральные машины, мониторы, проекторы, телевизионные приемники; автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры, погрузчики, экскаваторы, трамбовочные машины, дорожные катки; детские коляски и детские автокресла.

Прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, указанных в перечне, в случае, если товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Национальная система прослеживаемости товара работает по принципу присвоения каждой ввезенной партии товаров регистрационного номера партии товара, который впоследствии отражается в выставленных электронных счетах-фактурах, универсальных передаточных документах, направляемых по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота при реализации товара.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с прослеживаемым товаром (далее – участники оборота товаров), которые могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения, посредством электронного документооборота обеспечивают выставление счетов-фактур и универсального передаточного документа (далее-УПД) с реквизитами прослеживаемости.

Участники оборота товаров обязаны, в зависимости от режима налогообложения и вида совершенных операций, представить отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и/или налоговую декларацию по НДС с реквизитами прослеживаемости.

Квартальную отчетность с реквизитами прослеживаемости необходимо представлять через оператора ЭДО в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.

Например, в случае совершения операций по реализации товара, налогоплательщики на общей системе налогообложения направляют налоговые декларации по НДС, где отражают сведения из счетов-фактур, УПД с реквизитами прослеживаемости.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН), и налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС, направляют отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Формы, форматы и порядок заполнения вышеуказанных документов утверждены Приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ «Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости».

Главный государственный налоговый инспектор отдела камерального контроля НДС №2 Управления Т.Н.Бурнашева выступила с докладом об ошибках, допускаемых налогоплательщиками при формировании отчетности и правильном отражении в отчетности операций с прослеживаемыми товарами.

Татьяна Бурнашева отметила, что для поддержки бизнеса, а также повышения устойчивости экономики РФФНС России совместно с Минфином России предложили перенести срок вступления проекта федерального закона об установлении ответственности участников оборота прослеживаемых товаров за нарушение законодательства на 1 января 2024 года. Таким образом, по решению Аппарата Правительства РФ законопроект исключен из плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год и вошел в его редакцию на 2023 год.

Подводя итоги, все участники отметили значимость и актуальность проведения подобных публичных обсуждений для дальнейшей совместной деятельности.

Перейти к видеоматериалу