Какие последствия ждут, в случае административного исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Дата публикации: 08.04.2020 04:31 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации может повлечь для нее и ее должностных лиц следующие негативные последствия:
- Исключение организации из ЕГРЮЛ регистрирующим органом без обращения в арбитражный суд при соблюдении условий, установленных действующим законодательством, как было указано выше в пунктах 2, 3 настоящей статьи.
- Правовые последствия внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ определены в ст. 49 ГК РФ, которая устанавливает, что с момента внесения такой записи прекращается правоспособность юридического лица. Таким образом, после внесения записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ такое юридическое лицо больше не может иметь гражданских прав, соответствующих целям деятельности, которые были предусмотрены в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, в том числе не может являться стороной по его обязательствам (ст. 307 ГК РФ). В частности, учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения ст. ст. 407 и 419 ГК, следует, что после внесения записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ договорные отношения банка с клиентом – недействующим юридическим лицом могут считаться прекращенными в связи с отсутствием стороны по договору.
- Поражение в правах участников общества с ограниченной ответственностью с долей не менее чем пятьдесят процентов, а также руководителя организации, действующего без доверенности от ее имени, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений (кроме лиц, подавших о себе форму №Р34001), которые не могут стать учредителями (участниками) или руководителем другого юридического лица в течение трех лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, так как законом предусмотрено соответствующее основание для отказа в государственной регистрации (п.п. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ).
- Аналогичное ограничение содержится в п.п. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ, гласящее о том, что при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ, предусмотрен отказ в государственной регистрации.

В отдельный блок следует выделить привлечение должностных лиц к административной или уголовной ответственности:
- За представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 25 Федерального закона №129-ФЗ).
- Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
- Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
- Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, для лиц, представивших заведомо ложные сведения при государственной регистрации в целях фальсификации единого государственного реестра, предусматривается уголовная ответственность (ст. 170.1 УК РФ).

Не следует забывать про взаимодействие с контрагентами, налоговыми органами, кредитными и иными организациями. Наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ и последующее непосредственное исключение из ЕГРЮЛ в административном порядке обязательно скажется на деловой репутации организации и, следовательно, может повлечь:
- Признание организации рискованным партнером с точки зрения проявления должной осмотрительности при выборе контрагента для других налогоплательщиков, банков, участников электронных аукционов в сфере государственных закупок (Письма Минэкономразвития России от 15.08.2016 №Д28и-2049, от 20.03.2017 №Д28и-1214, Письма ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@, от 12.05.2017 №АС-4-2/8872). При проведении камеральных и выездных проверок у добросовестных контрагентов такой организации (в совокупности с иными обстоятельствами) могут возникнуть споры в отношении вычетов НДС и расходов при исчислении налога на прибыль (ст. 54.1 НК РФ).
- Отказ налогового органа в приеме отчетности по мотиву недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о руководителе (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.12.2019 №Ф03-5744/2019 по делу №А73-4531/2019).
- В случае недостоверности адреса – закрытие расчетного счета в банке из-за невозможности обновить данные о клиенте в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 №1307/10 по делу №А40-50083/09-29-388);
- При недостоверности данных о руководителе организации – невозможность подтверждения руководителем организации своих полномочий. Это повлечет, в свою очередь, невозможность оформления банковской карточки при открытии расчетного счета в банке, заверения документов у нотариуса, а также сложности в регистрации каких-либо изменений в налоговом органе, пока данная ошибка не будет исправлена.
- Необходимость возмещения убытков, причиненных другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о ней в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Иные ситуационные риски:
В случае не сдачи (не своевременной сдачи) сдачи отчетности, если организация длительное время не ведет свою деятельность. Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Статья 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, по аналогичным составам существует и административная ответственность, не являющаяся дублирующей, т.е. применяемая параллельно. В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые и таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Последствия для общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО), если оно состоит из двух участников – ООО. Причем одно из них (участников) признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ, а другое состоит из одного участника - физического лица.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (абз. 2 п. 2 ст. 66 ГК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Для ООО возможны негативные последствия, в частности, оно может быть не допущено к участию в публичных торгах, связанных с приватизацией государственного или муниципального имущества (п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.08.2019 №308-ЭС19-3502). Также, нотариус может отказать в удостоверении сделок с долями в уставном капитале такого общества, поскольку они противоречат закону (ч. 1 ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Для исключения подобных негативных последствий, упомянутых в представленной информации, налогоплательщикам рекомендуется периодически, самостоятельно проверять сведения о себе, указанные в ЕГРЮЛ, с помощью электронных сервисов на сайте ФНС России.


В целях минимизации рисков быть исключенным из ЕГРЮЛ целесообразно отслеживать статус юридического лица путем получения выписки из ЕГРЮЛ на сайте ФНС России в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и через «зеркало» печатного издания «Вестник государственной регистрации».