О.В. Овчар рассказал о тенденциях и перспективах развития в разрешении налоговых споров на Международном форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Дата публикации: 20.09.2013 12:00 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

20 сентября во Владивостоке состоялся очередной ежегодный Международный форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Налоговое регулирование: право, экономика и роль судов». 
 
В состав делегации от ФНС России вошли начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров Е.В. Суворова и начальник Правового управления О.В. Овчар
 
Форум открыл Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов. 

На первом заседании Форума «Допустимые пределы налогового планирования» с докладом «Тенденции и перспективы развития в разрешении налоговых споров» выступил О.В. Овчар.

В своем выступлении О.В. Овчар рассказал о результатах деятельности и о направлениях развития ФНС России, в том числе об упрощении процедур взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, об ориентировании на лучший мировой опыт в части использования альтернативных методов налогового администрирования и о применении «горизонтального мониторинга».
 
Он также отметил, что за последние годы произошло значительное снижение налоговых споров, рассматриваемых в судах. Данный результат был достигнут в результате работы ФНС России по ряду направлений. Так несколько лет назад ФНС России начала программу модернизации, которая затронула все технологические процессы. Первым шагом на пути повышения информированности о системе налогообложения и организации «обратной связи» с налогоплательщиками стало использование web-технологий. Службой была запущена принципиально новая версия официального сайта, где основное место было отдано блоку онлайн-сервисов. Сегодня их более 30.
 
О.В. Овчар напомнил, что 3 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части досудебного урегулирования налоговых споров. Как отметил О.В. Овчар, введение института обязательного досудебного обжалования всех налоговых споров позволит минимизировать издержки налогоплательщиков на урегулирование налоговых конфликтов, ускорить разрешение налоговых споров, а также существенно разгрузить суды.

О.В. Овчар подчеркнул, что все нововведения учитывают существовавшие пробелы и противоречия в правовом регулировании досудебного разрешения налоговых споров, предусматривают механизмы упрощения порядка рассмотрения налоговых споров, в связи с чем позволяют расширить возможности налогоплательщиков по реализации права на защиту своих интересов.

Особое внимание О.В. Овчар в своем выступлении уделил мировым соглашениям, которые были заключены налоговым органом с отдельными компаниями в рамках судебных споров. Данные соглашения были заключены впервые, их уникальность заключается в том, что одной из сторон выступил налоговый орган. Тем самым ФНС России показала, что данный институт урегулирования споров также работает.

Кроме того, О.В. Овчар рассказал о расширенном информационном взаимодействии с налогоплательщиками – «горизонтальном мониторинге», предусматривающем со стороны налогоплательщиков полное раскрытие информации о своей деятельности, которое позволит налоговым органам осуществлять налоговый контроль на основании предоставляемой информации на постоянной основе.
 
О.В. Овчар отметил, что ФНС России в конце прошлого года был запущен пилотный проект и заключено пять соглашений о расширенном информационном взаимодействии с рядом крупнейших налогоплательщиков. Введение «горизонтального мониторинга» позволит уменьшить количество возражений и жалоб. В России есть предпосылки для начала использования данного механизма. По завершении пилотного проекта Федеральная налоговая служба собирается выступить с инициативой о закреплении данного института на законодательном уровне.

О.В. Овчар обратил внимание, что в конце июня подписан Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», ряд положений которого уже вступили в силу. Так, вступило в силу положение, расширяющее основания для применения механизма взыскания недоимки в судебном порядке не только в случае перечисления выручки на счета зависимых организаций, как установлено действующей редакцией статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, но и в случае передачи с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать, о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, денежных средств, иного имущества, если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

Вступили в силу изменения в Гражданский кодекс и Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которыми, не изменяя концепцию заявительного порядка регистрации юридических лиц и сроков ее проведения, устанавливаются обязанности регистрирующего органа по проведению проверки достоверности данных, включаемых в реестр, информированию заинтересованных лиц о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в Единый государственный реестр юридических лиц, расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

С 1 января 2014 года вводится обязанность по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, налоговыми агентами и лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Предоставляется право налоговым органам требовать пояснения при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога. При этом налогоплательщик, представивший пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

На заседаниях Форума участники обсудили также такие вопросы как:
  • экономический анализ при рассмотрении налоговых споров;
  • роль судов в разрешении налоговых споров (судебные доктрины реальности хозяйственных операций в формировании судебной практики по налоговым спорам);
  • право налогового органа на переквалификацию сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и возникающие в связи с этим споры в практике арбитражных судов;
  • актуальные вопросы международного налогообложения;
  • налоговое планирование и злоупотребление правом во внутригосударственном и международном налоговом праве: основные тенденции развития современных законодательных и судебных доктрин;
  • современные тенденции в международном налогообложении и борьбе с уклонением от уплаты налогов;
  • трансфертное ценообразование: современное состояние, проблемы и предложения по совершенствованию.