Дата публикации: 25.09.2020 13:11
Мировое соглашение является одним из самых эффективных и интересных методов антикризисного управления, используемых в целях восстановления платежеспособности должника.
Оно представляет собой реабилитационную процедуру банкротства, в рамках которой в целях прекращения производства по делу о банкротстве заключается соглашение между должником, кредитором или уполномоченным органом о порядке и сроках погашения задолженности, направленное на преодоление финансовой неустойчивости и улучшение положения должника.
Необходимость развития института мирового соглашения заключается не только в рассмотрении его в качестве источника погашения задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации, но и как способа сохранения бизнеса должника, недопущение его выпадения из гражданского оборота.
Основные условия заключения мирового соглашения с уполномоченным органом закреплены в подпункте «в» пункта 1 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов (далее – Порядок), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 № 219 (далее – Приказ № 219).
Согласно подп. «в» п.1 Порядка уполномоченный орган в лице ФНС РФ голосует за заключение мирового соглашения в случае, если проект мирового соглашения соответствует Главе 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и процедура заключения мирового соглашения соответствует Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), при наличии всех нижеследующих обстоятельств:
- соответствующий законодательству проект мирового соглашения предусматривает полное погашение требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом;
- третьим лицом предоставлено обеспечение исполнения должником условий мирового соглашения по погашению требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в виде залога имущества такого лица, поручительства либо банковской гарантии, соответствующее требованиям к обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и соборов, предусмотренным НК РФ.
Без учета вышеперечисленных требований уполномоченный орган голосует за заключение мирового соглашения, если должник в соответствии с Законом о банкротстве является стратегическим предприятием или организацией и представлена позиция федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация, о целесообразности голосования уполномоченного органа за заключение мирового соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Закона о банкротстве мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Таким образом, мировое соглашение в деле о банкротстве позволяет разрешить сложившуюся ситуацию по устранению признаков объективного банкротства по обоюдному согласию участников дела, то есть кредиторов, должника и уполномоченного органа.