Дата публикации: 08.04.2013 09:02 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Федеральная налоговая служба уделяет большое внимание работе по снижению конфликтности с налогоплательщиками, а также по усовершенствованию процедуры досудебного урегулирования налоговых споров в целях оперативного восстановления нарушенных прав налогоплательщиков.
Судебный порядок разрешения споров является достаточно затратным, продолжительным, состоящим из множества сложных процессуальных процедур. Как показывает практика, досудебный порядок урегулирования спорной ситуации является наиболее оптимальным для сторон, поскольку не связан с несением судебных расходов и позволяет решать вопросы в более короткие сроки.
У налогоплательщиков возникает много вопросов по процедуре обжалования налоговых споров: куда нужно обращаться, в какие сроки, возможно ли несколько раз обратиться в вышестоящий налоговый орган для разрешения спора, обязательно ли подавать жалобу в налоговый орган перед обращением в суд.
В налоговом законодательстве закреплен обязательный порядок урегулирования налоговых споров для решений по налоговым проверкам. По остальным спорам у налогоплательщиков есть выбор – обратиться в вышестоящий налоговый орган или напрямую в суд.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть подана в течение 10 дней со дня его вручения налогоплательщику (его представителю), то есть до момента вступления решения в законную силу. Этот срок исчисляется в рабочих днях со следующего дня после даты вручения решения. Такая жалоба подается через инспекцию, вынесшую обжалуемое решение.
При этом для налогоплательщиков в целях соблюдения порядка обязательного досудебного урегулирования налоговых споров достаточно обратиться с жалобой единожды — либо на не вступившее в законную силу решение по проверке, либо на вступившее в законную силу решение в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Кроме апелляционной жалобы, все остальные жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, чьи акты ненормативного характера, действия (бездействие) обжалуются.
Досудебное рассмотрение налогового спора является альтернативной и эффективной возможностью достаточно быстро урегулировать конфликт.
Ответы на многие вопросы, возникающие в ходе рассмотрения жалоб налогоплательщиков – в материале, подготовленном по результатам вебинара, проведенного редакцией журнала с участием начальника Управления по досудебному урегулированию налоговых споров ФНС России Е.В. Суворовой, журнал «Налоговая политика и практика», № 4/2013.