Решения по жалобам

Дата публикации: 10.04.2025

Дата решения: 26.12.2023

Номер решения: СД-3-9/17303@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 9 Закона № 129-ФЗ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ

Тема спора: Правомерность принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества, который заявление по форме № Р13014 не подписывал и не подавал в регистрирующий орган.

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: отказано в государственной регистрации вышеуказанных сведений в отношении общества в связи с подписанием заявления по форме № Р13014 неуполномоченным лицом (представителем по доверенности).

Позиция налогоплательщика: заявителем при государственной регистрации сведений о новом директоре общества выступило физическое лицо на основании выданной данному лицу единственным участником общества доверенности, удостоверенной нотариусом, что соответствует положениям подпункта «д» пункта 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

Для государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества А.А.А. в регистрирующий орган физическим лицом, являющимся представителем по доверенности, представлены документы, в том числе заявление по форме № Р13014, подписанное данным лицом.

Подпунктами «а» и «д» пункта 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ рассмотрение вопроса об образовании исполнительных органов общества и досрочном прекращении их полномочий относится к компетенции общего собрания участников общества.

При этом в силу пункта 3 статьи 40 Закона № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы.

С учетом подпункта 4 пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ указанное полномочие у единоличного исполнительного органа общества возникает с момента его избрания компетентным органом управления такого общества.

Следовательно, при государственной регистрации сведений о новом назначенном решением учредителей (участников) общества директоре такого общества заявителем должно выступать данное лицо.

В свою очередь, исходя из положений статей 182, 185 ГК РФ, пункта 3 Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 315-О, при государственной регистрации юридического лица заявителем не может являться лицо, действующее на основании доверенности, поскольку нормативное положение «иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом» подразумевает прямое закрепление непосредственно в федеральном законе полномочия на подписание и представление документов при государственной регистрации, а не возможность оформления такого полномочия в соответствии со статьей 185 ГК РФ.

Таким образом, физическое лицо, являясь представителем по доверенности, не могло выступать заявителем при государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества и, как следствие, подписывать заявление по форме № Р13014.

Решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.