Дата решения: 29.01.2024
Номер решения: СД-2-9/1122@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 170 НК РФ, Статья 171 НК РФ
Вид налога: НДС
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Наличие оснований для восстановления суммы НДС, принятой к вычету по авансовым счетам-фактурам, в периоде принятия их к вычету в связи с неисполнением контрагентами сделок к моменту их исключения из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, признания несостоятельным/банкротом в соответствии со статьей 53 Закона № 127-ФЗ
Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: указала на наличие обязанности по восстановлению суммы НДС, принятой к вычету по авансовым счетам-фактурам, в периоде принятия их к вычету, в связи с неисполнением контрагентами заявленных сделок до момента их исключения из ЕГРЮЛ, признания несостоятельным (банкротом).
Позиция налогоплательщика: не оспаривая факт неисполнения обязанности по восстановлению заявленных в 2018 году к вычету сумм НДС по авансовым счетам-фактурам, указывает, что их восстановление производится в периоде списания дебиторской задолженности, образовавшейся по ним.
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком не восстановлен НДС, принятый к вычету по авансовым счетам-фактурам за 2018 год, составленным от имени контрагентов.
В 2021-2022 годы (за пределами проверяемого периода) один контрагент исключен из ЕГЮЛ в связи с наличием сведений о недостоверности, второй – признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Основанием доначисления НДС за 2018 год по авансовым счетам-фактурам послужило неисполнение контрагентами заявленных сделок (с учетом перечисленных авансовых платежей) до момента их исключения из ЕГРЮЛ, признания несостоятельным (банкротом).
ФНС России по результатам рассмотрения жалобы пришла к выводу о том, что обязанность по восстановлению сумм НДС, предъявленных к вычету при перечислении аванса в адрес контрагентов, возникает у налогоплательщика в момент утраты указанными лицами возможности исполнения договорных обязательств (исключение/ликвидация, признание несостоятельным (банкротом), то есть за пределами проверяемого периода.
Пунктом 3 статьи 49 ГК РФ предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пунктом 9 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.
Согласно пункту 1 статьи 65 ГК РФ признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
На основании статьи 419 ГК РФ по общему правилу обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).
Учитывая изложенное, ФНС России признала необоснованным доначисление в 2018 году НДС с сумм авансовых платежей, перечисленных обществом в адрес контрагентов.
Решением ФНС России жалоба заявителя удовлетворена частично.