ENG

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

Новый закон

^К началу страницы

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:
  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения

^К началу страницы

Основные положения предлагаемой системы – это:
  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Форум

^К началу страницы

Перейти Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники

Информация ниже зависит от вашего региона (23 Краснодарский край)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Список ответственных лиц за информирование налогоплательщиков о новом порядке применения ККТ в рамках консультирования по телефону  
Наименование инспекции Наименование отдела ФИО ответственного сотрудника Должность Контактный телефон
УФНС России по Краснодарскому краю Контрольный отдел №2 Кобзев Владимир Николаевич Зам.начальника отдела (861) 268-13-05
ИФНС России по г. Анапа Отдел оперативного контроля Меккерс Анна Владимировна Специалист 1 разряда (86133) 4-91-15
ИФНС России по г. Геленджику Отдел работы с налогоплательщиками Фемиева Наталья Олеговна Старший госналогинспектор (86141) 3-24-79
ИФНС России по г. Крымску Отдел выездных проверок Швидкой Евгений Борисович Старший госналогинспектор (86131) 4-56-97
ИФНС России по г. Новороссийску Отдел оперативного контроля Филимонова Нина Алексеевна Старший инспектор-делопроизводитель (8617) 26-65-94
ИФНС России по Абинскому р-ну Отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками Сердюк Галина Левоновна Зам. начальника отдела (86150) 5-23-83
ИФНС России по Курганинскому р-ну Отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками Ушанов Александр Михайлович Главный госналогинспектор (86147) 2-41-03
ИФНС России по Северскому р-ну Отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками Бондарь Надежда Викторовна Старший госналогинспектор (86166) 2-58-81
ИФНС России по Темрюкскому р-ну Отдел оперативного контроля Литвиненко Денис Викторович
Начальник отдела
(86148) 5-16-40
ИФНС России №1 по г.Краснодару Отдел работы с налогоплательщиками
Слынько Ольга Геннадиевна Главный госналогинспектор (861) 224-98-69
ИФНС России №2 по г.Краснодару Отдел оперативного контроля Грачева Римма Алмасовна Главный госналогинспектор (861) 216-93-45
ИФНС России №3 по г.Краснодару Отдел оперативного контроля Винников Сергей Валерьевич Зам. начальника отдела (861) 239-01-58
ИФНС России №4 по г.Краснодару Отдел оперативного контроля Матвиенко Светлана Александровна Главный госналогинспектор (861) 214-11-78
ИФНС России №5 по г.Краснодару Отдел оперативного контроля Хорошенко Владимир Евгеньевич Главный госналогинспектор (861) 992-07-29
МИФНС России №1 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Ильющенко Андрей Николаевич Начальник отдела (86196) 4-10-78
МИФНС России №2 по Краснодарскому краю Отдел предпроверочного анализа и истребования документов Белоусов Михаил Борисович Специалист 1 разряда (86132) 4-33-97
МИФНС России №3 по Краснодарскому краю Отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета Майшева Елена Евгеньевна
Специалист-эксперт (861) 61-32-349 
МИФНС России №4 по Краснодарскому краю Отдел выездных проверок Шишикин Виктор Владимирович Главный госналогинспектор (86164) 7-27-50
МИФНС России №5 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Спесивцев Сергей Николаевич Главный госналогинспектор (86138) 7-45-26
МИФНС России №6 по Краснодарскому краю Отдел выездных проверок №1 Панов Алексей Валерьевич Главный госналогинспектор (86167) 5-04-58
МИФНС России №7 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Калинин Денис Сергеевич Старший инспектор-делопроизводитель (862) 264-31-59
МИФНС России №8 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Швецов Игорь Витальевич Главный госналогинспектор (862) 241-91-21
МИФНС России №9 по Краснодарскому краю Отдел выездных проверок №2 Грицина Юлия Александровна Старший госналогинспектор (86155) 2-50-49
МИФНС России №10 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Малащенко Константин Игоревич Госналогинспектор (86130) 4-04-10
МИФНС России №11 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Жданов Андрей Алексеевич Старший госналогинспектор (86146) 4-79-86
МИФНС России №12 по Краснодарскому краю Отдел выездных проверок №2 Милов Григорий Николаевич Специалист 1 разряда (86168) 5-32-53
(86168) 5-32-05
МИФНС России №13 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Проценко Инна Сергеевна Старший госналогинспектор (86137) 3-02-91
МИФНС России №14 по Краснодарскому краю Отдел оперативного контроля Шадрин Сергей Николаевич Старший госналогинспектор (86135) 5-16-49
МИФНС России №15 по Краснодарскому краю Отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета Шутов Сергей Васильевич Старший госналогинспектор (86169) 3-44-95