Решения по жалобам

Дата публикации: 26.04.2018

Дата решения: 20.02.2018

Номер решения: СА-4-9/3371@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 394 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность применения пониженной налоговой ставки по земельному налогу 


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Поскольку земельный участок не находится в государственной или муниципальной собственности, а принадлежит на праве собственности Заявителю и, соответственно, не является ограниченным в обороте, то пониженная ставка налога 0,3%, установленная подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется.

 

Позиция налогоплательщика: Заявитель указывает, что для целей применения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса важное значение имеет совокупность признаков Земельного участка, а именно предоставление его для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, а также ограничение его в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать налоговую ставку 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса, в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.

На территории муниципального образования ставки земельного налога в 2013-2015 годах установлены Решением городского муниципального совета от 29.09.2005 «О введении земельного налога».

На основании пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что Обществом представлены налоговые декларации по земельному налогу за 2013 - 2015 годы, в которых в качестве объекта налогообложения заявлен Земельный участок. В отношении Земельного участка Обществом применена ставка 0,3%, как к земельному участку, ограниченному в обороте, предоставленному для обеспечения обороны.

При этом, согласно свидетельству о государственной регистрации права Земельный участок находится в собственности Общества с 01.07.2008, отнесен к категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для эксплуатации производственных объектов промзоны», ограничение (обременение) права не зарегистрировано.

Таким образом, поскольку Земельный участок не находится в государственной либо муниципальной собственности, а принадлежит Обществу на праве собственности, Межрегиональной инспекцией в Решении сделан обоснованный вывод о том, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса и Решения городского муниципального совета от 29.09.2005 «О введении земельного налога», предусматривающие применение налоговой ставки 0,3%, в рассматриваемой ситуации не применяются, так как на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки могут иметь статус ограниченных в обороте при условии их нахождения в государственной или муниципальной собственности.

Вывод Инспекции подтверждается судебной практикой по аналогичному спору за тот же период (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2017 № 305-КГ17-10748 по делу
№ А40-153892/2016).

В отношении довода Заявителя о том, что правильность действий Общества в части применения пониженной налоговой ставки по земельному налогу подтверждается результатами камеральных проверок налоговых деклараций по земельному налогу и налогу на прибыль организаций Федеральная налоговая служба указывает следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.2010 № 441-О-О указал, что выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

Положение пункта 1 статьи 89 Кодекса не исключает выявления при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.


Перейти к полному тексту решения по жалобе

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России