ENG

В Благовещенске прошли обсуждения стратегии и методов налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок

Дата публикации: 22.09.2021 02:49

На публичных обсуждениях, которые прошли в Благовещенске в форме вебинара, начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по Амурской области Елена Зорникова напомнила слушателям, на чем сегодня основывается система планирования налоговых проверок.

Такие проверки не проводятся в отношении законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом. Кроме того, современная система планирования позволяет налоговым органам выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), предоставить налогоплательщику возможность самостоятельно уточнить и уплатить в бюджет заниженные налоги. 

«Мы открыты для налогоплательщиков, не скрываем методы, используемые в контрольных мероприятиях, и предоставляем налогоплательщикам достаточно средств для самоконтроля», - сделала вывод Елена Петровна.

Представитель Управления отметила, что при отборе кандидатов на выездную проверку не только учитываются критерии Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, ред. от 10.05.2012), но и проводится анализ широкого спектра факторов и применяются методы технического потенциала ФНС России.

Используемые службой программные средства и способы анализа позволяют проводить отбор компаний для выездного контроля практически без влияния человеческого фактора. К ним относятся, в частности, автоматизированная система контроля АСК НДС-2 (определяет всех контрагентов по цепочке — от заявителя налогового вычета по приобретению товара до его производителя), информационный ресурс АСК ККТ (видит все розничные продажи в режиме реального времени в целом по России, каждому региону и каждому владельцу онлайн-кассы). 

Елена Петровна также затронула такую тему, как цели создания и алгоритм работы системы прослеживаемости товаров. Слушателям вебинара рассказали и о программно-информационном комплексе «Таможня», в рамках которого налоговые органы получают сведения обо всем объеме импортных и экспортных операций каждого участника внешнеэкономической деятельности. 

Особое внимание было уделено автоматизированной системе отбора налогоплательщиков в программном комплексе «Предпроверочный анализ» - «ППА-Отбор», которая входит в единую централизованную базу данных ФНС России нового поколения АИС «Налог-3».

Система в  едином ресурсе собирает и анализирует сведения из всех выше озвученных ресурсов, аккумулирует и просматривает данные  налоговых деклараций, проводит анализ операций по расчетным счетам, сведений регистрирующих органов, о расчетах с бюджетом и другие данные, что дает возможность оперативно выявлять риски нарушений налогового законодательства и точечно  определять направления для дальнейшего контроля.

Елена Петровна объяснила, что если по результатам проведенных мероприятий будут установлены признаки фиктивной деятельности контрагентов, подтверждены риски в «ППА-Отбор», это еще не означает, что будет составлен акт камеральной налоговой проверки или назначена выездная поверка.  

«Мы проводим индивидуальную работу, информируем о выявленных рисках, предлагаем их оценить с представлением документов и пояснений, рассказываем, почему налоговый орган пришел к выводу о занижении налогов, предлагаем самостоятельно уточниться и доплатить налоги. И только в случае отказа рассматривается вопрос о назначении выездной налоговой проверки», - подвела итог Елена Петровна Зорникова.

Таким образом, выездная налоговая проверка стала крайней мерой воздействия на налогоплательщика при отказе от самостоятельного уточнения налоговых обязательств.

Это позволило добиться устойчивой тенденции снижения числа выездных налоговых проверок. За 5 лет их количество уменьшилось на 70%, и за два года почти 90 налогоплательщиков избежали назначение выездных проверок, так как,  оценив свои риски, они самостоятельно уплатили налоги и пени. Кроме того, к ним не были применены штрафные санкции при наличии умысла в размере 40% от суммы налога, подлежащего доплате в бюджет.