Хакерские атаки на операторов фискальных данных: как при блокировке IP-адреса ККТ передавать данные в ФНС России

Дата публикации: 13.06.2022 02:20

В Амурской области зафиксированы случаи DDoS-атак на технические средства операторов фискальных данных. Злоумышленники для атак используют IP-адреса контрольно-кассовой техники добросовестных налогоплательщиков. 

В целях защиты своих технических средств операторы фискальных данных временно блокируют IP-адреса, с которых поступает большое количество запросов, что, в свою очередь, приводит к невозможности передачи фискальных данных от пользователя кассы, IP-адрес ККТ которого был использован для DDoS-атаки и заблокирован оператором фискальных данных.

Напоминаем, что согласно абзацу 25 статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ под применением ККТ понимается совокупность действий организации или индивидуального предпринимателя с использованием ККТ по формированию фискальных данных и фискальных документов, их записи и хранению в фискальном накопителе, сведения о котором представлены в налоговые органы при регистрации либо перерегистрации ККТ, а также передаче фискальных документов оператору фискальных данных либо в налоговые органы.

При выявлении факта не передачи пользователем ККТ фискальных данных в адрес оператора фискальных данных в связи с тем, что IP-адрес ККТ был заблокирован в целях защиты от DDoS-атаки, следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ фискальный накопитель должен исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа.

Соответственно, при возникновении независящих от пользователя ККТ обстоятельств, не позволяющих в момент расчета передавать фискальные данные оператору фискальных данных, такая обязанность должна быть исполнена пользователем ККТ незамедлительно после разблокировки его IP-адреса ККТ, но не позднее, чем по истечении 30 календарных дней.

Следует учитывать, что согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вышеописанные обстоятельства могут служить доказательством отсутствия вины пользователя ККТ в непередаче в момент расчета фискальных данных в период указанной блокировки сайта оператором фискальных данных.

Важно отметить, что блокировка оператором фискальных данных IP-адреса ККТ, используемой добросовестным пользователем, должна осуществляться исключительно в случаях возникновения реальной угрозы для технических средств операторов фискальных данных, а разблокировка – незамедлительно после ликвидации угрозы техническим средствам оператора фискальных данных.

ФНС России особо подчеркивает, что злоупотребление оператором фискальных данных действиями по блокировке IP-адресов ККТ недопустимо и может квалифицироваться как нарушение оператором фискальных данных обязанности по обработке и передаче фискальных данных, ответственность за которое предусмотрено частью 7 статьи 14.5 КоАП РФ и которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.