Дата публикации: 16.05.2019 14:47 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Риск-ориентированный подход и современные информационные технологии позволили в разы снизить количество выездных налоговых проверок. Об этом заявил руководитель УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Сергей Родионов, выступая 15 мая 2019 года на публичных обсуждениях правоприменительной практики на площадке «Единого дня отчетности» контрольно-надзорных органов.
Как отметил Сергей Родионов, с 2012 года по 2018 год количество выездных налоговых проверок в регионе сократилось, соответственно, с 485 до 68, то есть более чем в 7 раз. При этом налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, а это субъекты малого и среднего предпринимательства, в зону выездного контроля практически не попадают. В основном, проверяется крупный бизнес.
Проверки носят точечный характер: проводятся только в том случае, когда имеются основания полагать, что организация или предприниматель нарушают закон. Определить зоны риска помогают современные информационные технологии, в том числе автоматизированная система контроля «НДС-2», выявляющая так называемые «налоговые разрывы» на любом этапе взаимоотношений налогоплательщика и контрагента.
На фоне снижения количества выездных проверок растет их эффективность. Сегодня доначисления на одну результативную налоговую проверку составляют порядка 30 млн рублей. Как правило, в ходе контрольных мероприятий выявляются два типа нарушений. Один из них касается методологии, когда неправильно трактуются и применяются нормы налогового законодательства. Однако это меньшее из зол.
Самое опасное нарушение с точки зрения общественных интересов – применение агрессивных схем уклонения от уплаты налогов, включая использование фирм-однодневок. Оно характерно для таких высокорисковых сфер экономики как лесная отрасль, гражданское и промышленное строительство, строительство дорог. Подобные нарушения выявляются в 70 % случаев.
Вместе с тем, в рамках контрольной работы перед налоговыми органами не ставится задача доначислить как можно больше налогов, подчеркнул Сергей Родионов. Ведомство выстраивает партнерские отношение с добросовестным предпринимательским сообществом, стараясь минимизировать свое влияние на бизнес-процессы.
«Мы с бизнесом партнеры, так как у нас есть общий интерес – создавать условия для нормальной добросовестной конкуренции. В то же время налоговые органы должны, используя современные технологии, быть незаметными и встроиться в бизнес-среду. Если раньше таких возможностей у нас не было, то теперь они появляются», - сказал Сергей Родионов.
В своем выступлении руководитель налогового управления напомнил, что любой плательщик может самостоятельно оценить вероятность проведения в отношении себя выездной налоговой проверки. Для этого на сайте ФНС России размещены общедоступные критерии риска и электронные сервисы. Например, с помощью интернет-калькулятора можно рассчитать среднеотраслевую налоговую нагрузку – она является одним из критериев риска. В случае необходимости достаточно уточнить свои налоговые обязательства и, тем самым, избежать проверки.
Сергей Родионов обратил внимание, что важным инструментом защиты прав и законных интересов бизнеса является институт досудебного урегулирования налоговых споров. Если налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, он вправе обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе. На этапе досудебного урегулирования полностью или частично удовлетворяется около 30 % жалоб налогоплательщиков. Суды подтверждают обоснованность позиции налоговых органов, а поэтому шансы обжаловать решения налоговиков в судебном порядке минимальны.
В рамках «Единого дня отчетности» состоялись консультации для субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, для них организован семинар на тему: «Применение ККТ: правила и особенности». Представители регионального налогового управления и центра технического обслуживания рассказали о третьем этапе реформы в сфере применения касс. По предварительной оценке в Архангельской области и Ненецком автономном округе с 01 июля 2019 года на применение онлайн-касс обязаны перейти еще около 4 тыс. предпринимателей.