ENG

В Белгородской области состоялось публичное мероприятие по вопросам контрольно-надзорной деятельности налоговых органов региона

Дата публикации: 15.08.2018 09:19

В здании Инспекции Федеральной налоговой службы по Белгороду 15 августа 2018 года состоялись публичные слушания о результатах правоприменительной практики налоговых органов Белгородской области по теме «Инструменты налогового контроля. Особенности проведения выездных налоговых проверок. Риск-ориентированный подход к планированию налоговых проверок. Досудебное урегулирование налоговых споров».

В мероприятии приняли участие представители Администрации Белгородской области, Торгово-промышленной палаты субъекта Российской Федерации, Общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", иных общественных организаций, а также налогоплательщиков, заинтересованных в тематике Мероприятия.

Открыл мероприятие заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду Ильмир Хужиевич Зиннатов и подчеркнул его важность проведения публичных слушаний по контрольно-надзорной деятельности налоговых органов уже не первый раз в регионе, которые способствуют установлению более понятных взаимоотношений между предпринимателями и налоговыми органами и снижают административные барьеры.

Начальник контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области Елена Александровна Пойминова в своем выступлении отметила, что одним из основных видов контроля над сферой налогов, который обладает рядом особенностей, являются выездные налоговые проверки. Такие проверки могут выполняться там, где пребывает налогоплательщик, причем проверяющий орган может контролировать сразу несколько видов налогов.

Особенностью выездной налоговой проверки является тот факт, что в ней участвуют как налоговые инспекторы, так и проверяемые организации или физические лица. При этом по инициативе налогового органа к мероприятию могут привлекаться иные лица: эксперты, переводчики и т.д.

Также Елена Александровна обратила внимание на то, что сейчас применяется риск-ориентированный подход, который не ставит во главу проведение выездных ревизий. В результате к 1 полугодию 2018 года количество завершенных выездных проверок по области снизилось  практически втрое!

В 2015 году налоговая служба запустила в работу по всей России еще одну модель, которую условно можно назвать системой управления поведением плательщиков - это отраслевой подход исходя из видов экономической деятельности. Основная цель новой модели взаимодействия, отметила Елена Александровна, не фискальная, а отказ компаний от минимизации налоговых платежей и создание равных конкурентных условий для деятельности всех фирм определенного сегмента рынка, исключение налоговой составляющей как конкурентного преимущества.

Если компания в рамках этой модели соглашается с аргументами налоговиков, от нее ждут отказа от незаконных способов минимизации налогов и уточнения налоговых обязательств за предыдущие периоды. Причем, когда нет достаточных сумм, налоговые органы готовы рассматривать и графики погашения задолженности.

Первой пилотной площадкой для ФНС России стал рынок электронной/бытовой техники и IT-сектор. На сегодняшний день приоритетным является зерновой отраслевой проект. Для Белгородской области, как в основном аграрной области, проведение зернового отраслевого проекта стало особо значимым событием.

Заместитель начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области Андрей Валентинович Черкашин отметил, что одним из направлений работы налоговых органов является досудебное урегулирование налоговых споров - одна из систем внутреннего контроля, которая позволяет, не прибегая к судебным разбирательствам, разрешать имеющиеся разногласия. Эта система, отметил Андрей Валентинович, является обоюдовыгодной как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Досудебное урегулирование,  представляет собой многоступенчатую систему. Для оперативности, чтобы налоговый орган предпринял меры по восстановлению нарушенных прав, жалоба может быть подана в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Несколько цифр о результатах рассмотрения Управлением поступивших жалоб. В 1 полугодии 2018 года по налоговым спорам рассмотрено 159 жалоб, что на треть больше прошлого года.

Причинами роста являются новые предметы налогового администрирования: страховые взносы, расчеты по форме 6-НДФЛ.

Основная масса жалоб (78%) поступает от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В основном обжалуются результаты проверок (118 жалоб или 74% от рассмотренных) и меры принудительного взыскания доначисленных сумм. По итогам рассмотрения жалоб Управлением удовлетворено 43% от рассмотренных.

Андрей Валентинович обратил внимание на то, что если налогоплательщик с чем-то не согласен, то сначала он должен пройти процедуру досудебного обжалования, а затем он может обратиться в суд. С введением в 2009 году системы обязательного досудебного обжалования количество дел, рассматриваемых судами с участием налоговых органов, снизилось в 2 раза.

Кроме того, в целях оперативного и бесконтактного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, в том числе в процессе досудебного урегулирования споров, на официальном сайте ФНС России размещены такие интернет-сервисы, как:

  • «Узнать о жалобе»»,
  • «Решения по жалобам»,
  • «Обратиться в ФНС России»,
  • «Личный кабинет налогоплательщика»,
  • «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов»
  • «Нормативные и методические материалы ФНС России».

Данные сервисы позволяют налогоплательщикам получать оперативно необходимую информацию.