Дата решения: 30.09.2019
Номер решения: СА-4-9/19918@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 89 НК РФ, Статья 93 НК РФ, Статья 93.1 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность продления срока проведения выездной налоговой проверки в связи с непредставлением контрагентами проверяемого лица или иными лицами документов (информации) о деятельности налогоплательщика
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются:
В соответствии с пунктом 2 Приложения № 6 приказа Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев является непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса.
При этом основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.
Кроме того, само по себе продление срока выездной налоговой проверки не возлагает на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Позиция налогоплательщика: Общество считает, что непредставление контрагентом или иным лицом документов о деятельности проверяемого лица не является основанием для продления срока проверки, поскольку перечень лиц, у которых запрошены документы, налоговым органом не конкретизирован и осуществляют ли данные лица в настоящее время деятельность, Заявителю не известно.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
Согласно пункту 1 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» утверждено Приложение № 6 «Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки» (далее – Приложение № 6).
В соответствии с пунктом 2 Приложения № 6 основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев является непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса.
Пунктом 3 Приложения № 6 установлено, что для продления срока проведения выездной налоговой проверки мотивированный запрос о продлении срока ее проведения направляется налоговым органом, проводящим такую проверку, в вышестоящий налоговый орган.
Согласно пункту 5 Приложения № 6 руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, которому направлен запрос, принимает решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.
Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки рекомендована письмом Федеральной налоговой службы от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@.
В соответствии с пунктом 8 статьи 89 Кодекса срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 89 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 Кодекса, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
По информации Управления Инспекцией на основании статьи 89 Кодекса вынесено решение от 20.12.2018 о проведении выездной налоговой проверки в отношении Общества.
Из информации Управления следует, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 89 Кодекса Инспекцией вынесено решение от 21.12.2018 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки Общества с 22.12.2018 в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов Заявителя на основании статьи 93.1 Кодекса. На основании подпункта 7 пункта 9 статьи 89 Кодекса решением Инспекции от 04.02.2019 проведение выездной налоговой проверки в отношении Общества возобновлено с 04.02.2019.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 89 Кодекса Инспекцией вынесено решение от 15.02.2019 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки Общества с 16.02.2019 в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов Заявителя на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса. На основании подпункта 7 пункта 9 статьи 89 Кодекса решением Инспекции от 21.03.2019 проведение выездной налоговой проверки в отношении Общества возобновлено с 21.03.2019.
На основании подпункта 1 пункта 9 статьи 89 Кодекса Инспекцией вынесено решение от 25.03.2019 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки Общества с 26.03.2019 в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов в соответствии со статьей 93.1 Кодекса. В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 статьи 89 Кодекса решением Инспекции от 27.05.2019 проведение выездной налоговой проверки в отношении Общества возобновлено с 27.05.2019.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 89 Кодекса Инспекцией вынесено решение от 28.06.2019 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки Общества с 29.06.2019 в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов Заявителя на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса. В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 статьи 89 Кодекса решением Инспекции от 09.08.2019 проведение выездной налоговой проверки в отношении Общества возобновлено с 09.08.2019.
Таким образом, согласно информации Управления дата окончания установленного пунктом 6 статьи 89 Кодекса двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки Общества – 16.08.2019. При этом налоговым органом соблюден шестимесячный срок приостановления выездной налоговой проверки, установленный пунктом 9 статьи 89 Кодекса.
По информации Управления на основании пункта 3 Приложения № 6 Инспекция 02.08.2019 направила в Управление мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной налоговой проверки Общества. По результатам рассмотрения данного запроса Управлением в соответствии с пунктом 6 статьи 89 Кодекса вынесено решение от 15.08.2019 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки Общества до 4 месяцев.
Согласно указанному решению основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки является непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса.
В отношении довода Общества о необоснованности указания в решении Управления от 15.08.2019 в качестве основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки на непредставление контрагентами или иными лицами документов (информации) о деятельности проверяемого лица Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Как следует из вышеизложенного, в соответствии с Приложением № 6 непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса, является одним из оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки. При этом ни Приложением № 6, ни формой решения, рекомендованной письмом Федеральной налоговой службы от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@, не предусмотрено отражение в решении о продлении срока проведения выездной налоговой проверки перечня контрагентов и иных лиц, не представивших налоговому органу соответствующие документы (информацию).
По информации Управления в ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией в налоговые органы по месту учета контрагентов Общества направлены поручения об истребовании документов (информации), в том числе: от 30.07.2019, от 06.08.2019. На дату вынесения решения от 15.08.2019 истребуемые документы лицами, указанными в данных поручениях, в Инспекцию не представлены.
Учитывая изложенное, вышеуказанный довод Общества является необоснованным.
Кроме того, Федеральная налоговая служба отмечает, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках налоговой проверки. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа, осуществляемых в связи с проводимой налоговой проверкой. Основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.
Кроме того, решение Управления от 15.08.2019 само по себе не возлагает на Заявителя дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного Обществом не представлено.
При указанных обстоятельствах решение Управления от 15.08.2019 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки является правомерным, основания для отмены указанного решения Управления у Федеральной налоговой службы отсутствуют.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.