Дата публикации: 04.04.2013 09:01 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
3-4 апреля в Москве проходит ежегодный деловой форум «Юридический форум России», на котором обсуждаются наиболее значимые проблемы юридического сообщества. Форум проводится с 2005 года.
На Форуме присутствуют представители законодательной, исполнительной и судебной власти, управляющие партнеры российских и зарубежных юридических фирм, вице-президенты корпораций, отвечающие за юридическое сопровождение бизнеса, руководители юридических служб компаний и представители деловой прессы.
С докладом на тему «Роль регуляторов в создании благоприятной среды для бизнеса» в рамках Форума выступил заместитель Руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелов.
Он рассказал, что за последние годы правовые основы российской налоговой системы претерпели значительные изменения: во многом поменялись сами принципы налогового администрирования, цель которых - не только обеспечение доходов бюджета, но и создание налоговой среды, содействующей инновационному развитию экономики. Федеральной налоговой службой создана эффективная система досудебного урегулирования налоговых споров, упрощены процедуры взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, концептуально изменен подход в контрольной работе - от количества к качеству проверок, внедрен новый механизм совершенствования процессов налогового администрирования - «расширенное взаимодействие» (горизонтальный мониторинг).
С.А. Аракелов также отметил, что такая деятельность Федеральной налоговой службы по достоинству оценена международным экспертным сообществом – в очередном рейтинге Всемирного банка Doing business, в котором присутствуют 185 стран мира, в разделе «Налоговое администрирование» Россия переместилась вверх на 41 позицию – со 105-ой на 64-ю.
В своем выступлении С.А. Аракелов особо подчеркнул, что в 2012 году Федеральной налоговой службой были подведены итоги четырехлетней практики применения системы специальных правил обязательного досудебного обжалования налоговых споров, которая была введена в России в 2009 году. В среднем на 10% ежегодно сокращается количество поступивших в налоговые органы жалоб, при этом после введения досудебной процедуры разрешения споров количество судебных налоговых споров уменьшилось почти в половину.
В настоящее время подготовлен законопроект, в котором ФНС России предложила расширить сферу применения специальных правил по обязательной процедуре досудебного обжалования и распространить ее на все споры, ввести ускоренную процедуру рассмотрения споров по действиям и бездействию должностных лиц налоговых органов. Как отметил С.А. Аракелов, цель таких изменений – сделать систему налогового администрирования наименее конфликтной, позволяющей оперативно устранять нарушения, которые допускаются налоговыми органами, и восстанавливать нарушенные права налогоплательщиков.
С.А. Аракелов отметил, что деятельность ФНС России основывается в первую очередь на принципе предупреждения возникновения налогового правонарушения, поэтому особое внимание уделяется сейчас методологической функции налоговых органов, выработке единых подходов по методологическим вопросам.
Очень важным шагом в этой работе стало создание на официальном сайте ФНС России нового раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», куда вошли все официальные разъяснения Минфина России по важным вопросам налогообложения, которыми обязаны руководствоваться территориальные налоговые органы.
Для ФНС России создание этого сервиса – возможность проводить единую методологическую позицию и обеспечивать единообразие её применения, а также оперативно реагировать на складывающуюся судебную практику и корректировать при необходимости свою позицию. Кроме того, с прошлого года ФНС России была начата работа по согласованию заявлений налоговых органов в ВАС РФ. Количество направляемых в ВАС РФ заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора существенно сократилось, что позволило повысить процент передаваемых в Президиум дел по заявлениям налоговых органов.
С.А. Аракелов подчеркнул, что ФНС России продолжает поиск нестандартных и эффективных решений, направленных на совершенствование налогового администрирования, а также активно выступает за развитие и внедрение различных механизмов альтернативного разрешения налоговых споров, в том числе разработанных и применяемых в странах-членах ОЭСР (различные ускоренные процедуры рассмотрения споров, использование института налоговых консультантов).