Дата решения: 05.05.2022
Номер решения: СД-3-9/4629@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 153 НК РФ, Статья 154 НК РФ, Статья 185 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ)
Тема спора: Последствия представления уточненной налоговой декларации неуполномоченным лицом
Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: Поскольку налоговый орган располагал доверенностью, выданной налогоплательщиком его уполномоченному представителю, на бумажном носителе и уточненная налоговая декларация была подписана электронной цифровой подписью уполномоченного представителя, у Инспекции отсутствовали основания для отказа в приеме налоговой декларации, предусмотренные пунктом 19 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019
№ ММВ-7-19/343@.
Позиция налогоплательщика: Уточненная налоговая декларация налогоплательщика по НДС принята налоговым органом в отсутствие подтверждения полномочий представившего данную декларацию лица либо по поддельной доверенности, поскольку налогоплательщик никаких доверенностей на представление отчетности в налоговый орган не направлял.
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
От представителя Общества в Инспекцию поступила уточненная налоговая декларация по НДС.
Вместе с тем в Инспекцию от Общества поступило заявление, согласно которому Общество уточненную налоговую декларацию не подавало. У Лица, подавшего уточненную декларацию, отсутствовали полномочия.
Общество просило аннулировать представленную уточненную налоговую декларацию.
Согласно пункту 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
По смыслу статьи 153, пункта 2 статьи 154 ГК РФ выдача доверенности признается односторонней сделкой.
При этом, как указано в пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если односторонняя сделка совершена, когда законом, иным правовым актом или соглашением сторон ее совершение не предусмотрено или не соблюдены требования к ее совершению, то по общему правилу такая сделка не влечет юридических последствий, на которые она была направлена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В июне 2021 года в Инспекцию и Управление поступило заявление, подписанное директором Общества, в котором он просил аннулировать уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2018 года, поскольку какие-либо доверенности на представление налоговых деклараций не выдавал.
Данное заявление, по мнению ФНС России, указывало на наличие факта нарушения требований закона, а именно статьи ГК РФ, предусматривающей выдачу доверенности одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, поскольку свидетельствовало об отсутствии волеизъявления директора налогоплательщика на установление прав и обязанностей иного лица по сделке – выдаче доверенности от 23.03.2021, в связи с чем данная доверенность не может свидетельствовать о возникновении на её основании юридических последствий, на которые она была направлена, и, как следствие, переданная в соответствии с ней уточненная налоговая декларация признается непредставленной.
В свою очередь, ФНС России отметила, что указанное заявление директора налогоплательщика не получило надлежащей оценки налоговых органов как юридически значимое обстоятельство для устранения нарушения прав Заявителя.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, признала незаконным бездействие должностных лиц УФНС России по региону, выразившееся в неустановлении факта неправомерного принятия Инспекцией уточненной налоговой декларации налогоплательщика по НДС за 4 квартал 2018 года и, как следствие, в непринятии мер по устранению нарушения его прав.
Решением ФНС России жалоба Общества удовлетворена.