Валютный контроль

Выполнение участниками внешнеторговой деятельности требований валютного законодательства Российской Федерации в условиях введенных ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами относительно привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации в условиях внешнего санкционного давления сообщает следующее.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 486-О-О, ответственность за неисполнение требований валютного законодательства должна рассматриваться во взаимосвязи с положениями статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, которые предусматривают, что административная ответственность может применяться лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда резидентом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, лицо не может признаваться виновным в совершении административного правонарушения, если у него отсутствовала возможность для соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации, о чем, в том числе может свидетельствовать применение ограничительных мер экстерриториального характера со стороны иностранных государств, и таким лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.

При этом отсутствие вины резидента в нарушении валютного законодательства Российской Федерации свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ резидент вправе представить любые доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях вины в совершенном нарушении требований валютного законодательства Российской Федерации, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения таких требований и о принятых мерах по их соблюдению.

В соответствии с положением статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Изучение обстоятельств совершенного нарушения валютного законодательства осуществляется в отношении всех установленных требований, в том числе по исполнению внешнеторговых контрактов, осуществлению валютных операций, а также представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам резидента.

При этом вопрос о наличии вины резидента в совершении административного правонарушения решается налоговым органом в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств дела (статья 26.11 КоАП РФ).

Полномочия ФНС России при осуществлении функции органа валютного контроля

^К началу страницы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300) Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:
  • осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);
  • устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способ их представления резидентом налоговому органу;
  • устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).
Налоговый орган и его должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  4. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  5. применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Налоговые органы при осуществлении функции по контролю за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации руководствуются Административным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о фактах нарушения валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушения валютного законодательства установлена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса (УК РФ).

В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 и абз. 2 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и агентов валютного контроля помимо ст. 15.25 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 17.9 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.6 КоАП РФ, ст. 19.7 КоАП РФ.

Кроме того, согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 5.1 и ч. 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ(в части должностных лиц), дела по которым подлежат рассмотрению судьями.


УВЕДОМЛЕНИЯ О ЗАРУБЕЖНЫХ СЧЕТАХ (ВКЛАДАХ) РЕЗИДЕНТОВ

^К началу страницы

Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003).

Налоговым органом по месту учета резидента является:
  • для физического лица: налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) - налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества;
  • для юридического лица: налоговый орган по месту его нахождения.
Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Сроки представления уведомлений

Уведомление об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, необходимо представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

Физические лица - резиденты, не представлявшие уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов в связи с пребыванием за пределами территории Российской Федерации более 183 дней, и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) своих зарубежных счетов в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом.

Порядок представления уведомлений
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика;
  • лично;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий).
Нарушение порядка и сроков представления уведомлений

Нарушение установленного срока, а также представление в налоговый орган не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

ОТЧЕТЫ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ СЧЕТАМ

^К началу страницы

Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003).

Физическое лицо не представляет налоговым органам отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
  • банк или иная организация финансового рынка расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией (Перечень государств (территорий), осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией с Российской Федерацией);
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада)) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей*, либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей*, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.

* Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Требования ч. 7 ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003 в части представления резидентами налоговым органам сведений о зачислении денежных средств и иных финансовых активов на счета (во вклады) резидентов, открытые в организациях финансового рынка (за исключением банков), расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) о списании денежных средств и иных финансовых активов с таких счетов (вкладов), а также об остатках денежных средств и иных финансовых активов на таких счетах (вкладах) на начало и конец соответствующего отчетного периода в составе отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, применяются с 1 января 2021 года.

Требования к порядку представления отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации и отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.
Порядок представления отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

ОТЧЕТЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

^К началу страницы

Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365.

В отношении всех счетов (вкладов), открытых в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также в отношении всех переводов без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, представляется один отчет, в состав которого одновременно с листом № 1 отчета включаются:

  • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются только денежные средства, - листы № 2 и 3 отчета, количество которых соответствует количеству таких счетов (вкладов);
  • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются только иные финансовые активы, - листы № 2 и 4 отчета, количество которых соответствует количеству таких счетов (вкладов);
  • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства и иные финансовые активы, - листы № 2 - 4 отчета, количество которых соответствует количеству таких счетов (вкладов);
  • в случае представления информации только по электронным средствам платежа - листы № 5 и 6 отчета, количество которых соответствует количеству таких электронных средств платежа.

На листе № 4 отчета указывается стоимостное выражение иных финансовых активов на начало и конец отчетного года, а также стоимостное выражение таких финансовых активов, зачисленных на счет (вклад) и списанных со счета (вклада) в отчетном году в денежном эквиваленте в валюте финансового актива или валюте счета (вклада), по данным банка или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с указанием всех видов таких финансовых активов.

Количество записей на листах № 3 и 4 отчета должно соответствовать количеству валют счета (вклада) либо количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.

Количество записей на листе № 6 отчета должно соответствовать количеству валют денежных средств электронного средства платежа.

При отсутствии в отчетном году движения (зачисление и (или) списание) денежных средств и иных финансовых активов в соответствующих графах «Зачислено денежных средств за отчетный год – всего» и (или) «Списано денежных средств за отчетный год – всего» листа № 3 отчета и «Стоимость иных финансовых активов, зачисленных на счет в отчетном году, - всего» и (или) «Стоимость иных финансовых активов, списанных со счета в отчетном году, - всего» листа № 4 отчета проставляется ноль.**

При отсутствии переводов (зачисление и (или) списание) денежных средств с использованием электронного средства платежа в отчетном году в соответствующих графах «Зачислено денежных средств на электронное средство платежа за отчетный год – всего» и (или) «Списано денежных средств с электронного средства платежа за отчетный год – всего» листа № 6 отчета проставляется ноль.**

** Нулевые значениями проставляются в указанных графах отчета, если движения средств не было, а информация об остатках денежных средств/иных финансовых активов на начало/конец отчетного года заполнена.

В составе отчета представляются только заполненные листы отчета.

Все суммы денежных средств на листах № 3, 4 и 6 отчета указываются в единицах соответствующей валюты.

После заполнения и комплектования отчета необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных и представляемых страниц отчета в поле «Стр.» отчета.

Сроки представления отчетов физическими лицами

Физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган по месту своего учета отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

В случае закрытия счета (вклада) в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года (или с даты открытия счета (вклада) в отчетном году) по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, не позднее одного месяца со дня закрытия счета (вклада).

Порядок представления отчетов

Отчет может быть представлен следующими способами:

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  • на бумажном носителе непосредственно физическим лицом;
  • на бумажном носителе представителем физического лица, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отчет на бумажном носителе представляется (направляется) в 2 экземплярах (один экземпляр с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается физическому лицу - резиденту либо его представителю, второй экземпляр отчета остается в налоговом органе).

Бесплатное программное обеспечение для подготовки отчета за 2023 год и последующие периоды
Бесплатное программное обеспечение ФНС России «Налогоплательщик ЮЛ» для подготовки Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (КНД 1112520), представляемого на бумажном носителе или подлежащего отправке в электронной форме: «Налогоплательщик ЮЛ»»

Перейти

ОТЧЕТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

^К началу страницы

Правила представления юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами  налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819.

В отношении каждого счета (вклада), открытого в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также в отношении каждого электронного средства платежа представляется отдельный отчет с подтверждающими документами, в состав которого включаются:

  • в случае представления информации по счету (вкладу), на котором учитываются только денежные средства, - листы № 1 - 7 отчета;
  • в случае представления информации по счету (вкладу), на котором учитываются только иные финансовые активы, - листы № 1, 2 и 8 отчета;
  • в случае представления информации по счету (вкладу), на котором учитываются денежные средства и иные финансовые активы, - листы № 1 - 8 отчета;
  • в случае представления информации только по электронному средству платежа - листы № 1, 9 - 12 отчета.

Количество листов № 3, 4 и 6 отчета должно соответствовать количеству валют счета (вклада).

На листе № 8 отчета указывается стоимостное выражение иных финансовых активов на начало и конец отчетного квартала, а также стоимостное выражение таких финансовых активов, зачисленных на счет (вклад) и списанных со счета (вклада) в отчетном квартале в денежном эквиваленте в валюте финансового актива или валюте счета (вклада), по данным банка или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с указанием всех видов таких финансовых активов.

Количество листов № 8 отчета должно соответствовать количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.

Количество листов № 10 - 12 отчета должно соответствовать количеству валют остатка денежных средств на электронном средстве платежа.

При отсутствии движения (зачисление и (или) списание) денежных средств в отчетном квартале по счету (вкладу), на котором учитываются денежные средства, в соответствующих графах «Зачислено денежных средств за отчетный квартал – всего» и (или) «Списано денежных средств за отчетный квартал – всего» листа № 3 отчета проставляется ноль.***

Листы № 4 и (или) 6 отчета заполняются и представляются в составе отчета при наличии движения (зачисление и (или) списание) денежных средств по счету (вкладу), на котором учитываются денежные средства, в отчетном квартале соответственно.

На листах № 4 и (или) 6 отчета указывается информация обо всех зачислениях и (или) списаниях по всем кодам видов операций.

При наличии в отчетном квартале зачислений и (или) списаний денежных средств, связанных с исполнением внешнеторговых контрактов (кредитных договоров), принятых на учет уполномоченными банками в соответствии с нормативным актом Центрального банка Российской Федерации, дополнительно к листам № 4 и 6 отчета заполняются листы № 5 и (или) 7 отчета.

На листах № 5 и (или) 7 отчета по каждому внешнеторговому контракту (кредитному договору), принятому на учет уполномоченным банком, указываются присвоенный уполномоченным банком уникальный номер такого внешнеторгового контракта (кредитного договора) и общая сумма всех денежных средств, зачисленных и (или) списанных за отчетный квартал в рамках такого внешнеторгового контракта (кредитного договора).

Информация о зачислениях и (или) списаниях денежных средств, указанная на листах № 5 и (или) 7 отчета, должна быть предварительно включена по соответствующим валютам счетов (вкладов) и кодам видов операций в информацию на листах № 4 и (или) 6 отчета. При этом количество листов № 5 и (или) 7 отчета должно соответствовать количеству валют счетов (вкладов) и количеству кодов видов операций, связанных с исполнением внешнеторговых контрактов (кредитных договоров), поставленных на учет в уполномоченных банках.

При заполнении на листе № 5 отчета суммы зачисленных по внешнеторговому контракту (кредитному договору), поставленному на учет в уполномоченном банке, денежных средств указывается форма такого зачисления (наличная или безналичная).

При отсутствии движения (зачисление и (или) списание) иных финансовых активов в отчетном квартале по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, в соответствующих графах «Стоимость иных финансовых активов, зачисленных на счет в отчетном квартале, - всего» и (или) «Стоимость иных финансовых активов, списанных со счета в отчетном квартале, - всего» листа № 8 отчета проставляется ноль.***

При отсутствии переводов (зачисление и (или) списание) денежных средств с использованием электронного средства платежа в соответствующих графах «Зачислено денежных средств на электронное средство платежа - всего» и (или) «Списано денежных средств с электронного средства платежа - всего» листа № 10 отчета проставляется ноль.***

*** Нулевые значениями проставляются в указанных графах отчета, если движения средств не было, а информация об остатках денежных средств/иных финансовых активов на начало/конец отчетного квартала заполнена.

Листы № 11 и 12 отчета заполняются и представляются в составе отчета при наличии переводов (зачисление и (или) списание) денежных средств с использованием электронного средства платежа соответственно.

Все суммы денежных средств на листах N 3 - 8 и 10 - 12 отчета указываются в единицах соответствующей валюты.

В составе отчета представляются только заполненные листы отчета. 

После заполнения и комплектования отчета необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных и представляемых страниц отчета в поле «Стр.» отчета.

Сроки представления отчетов

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк или иная организация финансового рынка, иностранным поставщиком платежных услуг в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, иная организация финансового рынка, иностранный поставщик платежных услуг), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранным поставщиком платежных услуг, и подтверждающие документы представляются в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, в котором сумма средств, зачисленных на электронное средство платежа, превысила начиная с первого числа отчетного года сумму в денежном выражении 600000 рублей (или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 рублей).

Отчет по такому электронному средству платежа и подтверждающие документы представляются за период с начала отчетного года (с даты получения права использования электронного средства платежа) по последнюю дату отчетного квартала, в котором такое превышение возникло.

В последующих отчетных кварталах отчет и подтверждающие документы представляются за период с первого по последнее число отчетного квартала независимо от суммы денежных средств, зачисленных на электронное средство платежа в соответствующем отчетном квартале.

Порядок представления отчетов

Отчеты и подтверждающие документы представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями следующими способами:

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  • на бумажном носителе непосредственно представителем юридического лица - резидента, индивидуальным предпринимателем - резидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отчет на бумажном носителе представляется (направляется) в 2 экземплярах (один экземпляр с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается непосредственно представителю юридического лица - резидента, индивидуальному предпринимателю - резиденту либо его представителю, второй экземпляр отчета вместе с подтверждающими документами остается в налоговом органе).

Подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается.

Бесплатное программное обеспечение для подготовки за IV квартал 2023 года и последующие периоды
Бесплатное программное обеспечение ФНС России «Налогоплательщик ЮЛ» для подготовки Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов юридического лица – резидента и индивидуального предпринимателя – резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (КНД 1112521), представляемого на бумажном носителе или подлежащего отправке в электронной форме: «Налогоплательщик ЮЛ»

Перейти

Формат отчета за IV квартал 2023 года и последующие периоды
Формат отчета с указанием информации о зачисленных (списанных) на зарубежные счета (с зарубежных счетов) денежных средствах, связанных с внешнеторговыми контрактами, поставленными на учет в уполномоченных банках, и сумм операций и остатков по счетам в единицах соответствующих валют (отчет за IV квартал 2023 года и последующие периоды) для представления в электронной форме разрабатывается.
Нарушение порядка и сроков представления отчетов

За нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих документов предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 6 статьи  15.25 КоАП РФ.

За нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих документов установлена дифференцированная ответственность в зависимости от количества дней просрочки представления отчета (ч. 6.1 – 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ):
  • на срок не более чем на 10 дней;
  • на срок более чем на 10 дней, но не более чем 30;
  • на срок не более чем на 30 дней.

За повторное нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов административная ответственность установлена ч. 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Ответственность за нарушения, связанные с непредставлением отчетов

Ответственность за непредставление в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за нарушения установленного порядка и сроков его представления устанавливается с 1 октября 2021 года (Закон № 200-ФЗ от 11.06.2021).

За непредставление в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 1.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

За нарушение установленного порядка представления отчетов о движении  средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих документов либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ .

За нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих документов либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг установлена дифференцированная ответственность в зависимости от количества дней просрочки представления отчета (ч. 6.1 – 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ ):

  • на срок не более чем на 10 дней;
  • на срок более чем на 10 дней, но не более чем 30;
  • на срок не более чем на 30 дней.

За повторное нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих документов либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг административная ответственность установлена ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

^К началу страницы

К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в случаях, установленных частями 2 - 4 статьи 14 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций, приведенных в ст. 9 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 № Закона 173-ФЗ от 10.12.2003.

С 1 января 2020 года физические лица – резиденты могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на свои зарубежные счета при условии:
Валютные операции между нерезидентами
Нерезиденты вправе осуществлять между собой:
  • без ограничений переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации с зарубежных счетов (вкладов) на счета (вклады) в уполномоченных банках или счетов (вкладов) в уполномоченных банках на зарубежные счета (вклады) или счета (вклады) в уполномоченных банках;
  • без ограничений на территории Российской Федерации, а также с территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов и получать на территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов;
  • расчеты в наличной иностранной валюте или валюте Российской Федерации с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
  • валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (вклады) в уполномоченных банках, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 ст. 10 № Закона 173-ФЗ от 10.12.2003.

Операции с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг

Операции с использованием электронных средств платежа (п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ от 27.06.2011), предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг (п. 32 ст. 3 3акона № 161-ФЗ от 27.06.2011), разрешены для переводов денежных средств без открытия банковского счета за исключением (абзац 6 ч. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003):

  • приема для переводов на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности;
    Запрет по приему электронных средств платежа предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг на территории Российской Федерации не распространяется на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.
  • операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
Ответственность за совершение валютных операций с нарушением валютного законодательства

За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации ч. 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

За осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Ответственность за осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации устанавливается с 1 октября 2021 года (Закон № 200-ФЗ от 11.06.2021).

Административная ответственность, установленная ч. 1 статьи 15.25 КоАП РФ, за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой зарубежный счет (вклад) и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на зарубежный счет (вклад).

УЧАСТНИКАМ ВЭД

^К началу страницы

Требование о репатриации денежных средств

Резиденты, если иное не предусмотрено № 173-ФЗ от 10.12.2003, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
  • по экспортным договорам: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за исполненные обязательства в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003);
  • по импортным договорам: возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не исполненные обязательства по указанным договорам (контрактам) (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003);
  • по договорам предоставления займа нерезидентам: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003).

Перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающуюся по внешнеторговому договору (контракту) или договору займа, установлен ч.ч. 2, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6 и 7 ст. 19 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003, а также ч. 4 ст. 2 Закона № 265-ФЗ от 02.08.2019.

С 1 января 2020 года отменено требование о репатриации денежных средств на счета резидентов в уполномоченных банках по внешнеторговым нетоварным экспортным договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации.

Для товарных экспортных договоров по отдельным кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующих указанным условиям, также предусмотрена поэтапная (до 2024 года) отмена требования о репатриации денежных средств (Закон № 265-ФЗ от 02.08.2019).

С 1 июля 2021 года отменено требование о репатриации денежных средств на счета резидентов в уполномоченных банках по внешнеторговым экспортным договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением поставки сырьевых товаров Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Закон № 223-ФЗ от 28.06.2021).

Операции с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа, запрещены.

Перечень резидентов, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера

В соответствии с абзацем ч. 4.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ резиденты признаются исполнившими обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, в случае, если:

  • в отношении резидента иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера;
  • такой резидент включен в перечень резидентов, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и Центральным Банком Российской Федерации и размещенный на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Включение резидента в указанный перечень, согласно абзацу второму ч. 4.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, осуществляется на основании его письменного заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержащего указание на нормативный правовой акт соответственно иностранного государства, государственного объединения и (или) союза и (или) государственного (межгосударственного) учреждения иностранного государства или государственного объединения и (или) союза о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

Ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств

За невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту) либо в соответствии с условиями договора займа, ч. 4 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

За невыполнение резидентом, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту), административная ответственность установлена ч. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

За невыполнение резидентом, в том числе включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, ч. 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту), влечет привлечение к административной ответственности, установленной ч. 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

За совершение действий (бездействия), предусмотренных частями 4, 4.2, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, если сумма зачисленных с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, административная ответственность установлена ч. 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Совершение резидентом, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, административного правонарушения, выразившегося в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту), влечет привлечение к административной ответственности, установленной ч. 5.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Административная ответственность, установленная ч. 4 статьи 15.25 КоАП РФ, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой зарубежный счет (вклад) и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на зарубежный счет (вклад).

Административная ответственность за невыполнение установленного валютным законодательством требования о репатриации денежных средств не применяется, если не позднее 45 дней от установленного внешнеторговым договором срока резидент исполнил указанную обязанность.

Административная ответственность за неисполнение обязанности по репатриации в части экспорта не применяется, если сумма обязательств по договору равна или не превышает 200 тыс. руб. (либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 тыс. руб.).

За нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере (свыше 100 миллионов рублей) от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, установлена уголовная ответственность ст. 193 УК РФ.

За совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, установлена уголовная ответственность ст. 193.1 УК РФ.

Требование о постановке контракта (кредитного договора) на учет в уполномоченном банке

Резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, по импортному контракту либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке в порядке, установленном гл. 5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), на которые распространяются требования о постановке на учет в уполномоченном банке, должна быть равна или превышать эквивалент:
  • для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн рублей;
  • для экспортных контрактов - 10 млн рублей.

Резиденты (юридические лица, физические лица (по договорам займа с нерезидентами/к которым перешли права (требования) по договорам, принятым на учет уполномоченными банками), индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой) при осуществлении валютных операций обязаны оформлять документы, связанные с исполнением внешнеторговых договоров (контрактов), договоров займа и представлять их в уполномоченный банк в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

В случаях, установленных Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И, резиденты представляют в уполномоченный банк установленные ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 документы, связанные с проведением операций, с учетом требований к таким документам, установленных ч. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003, а также справку о подтверждающих документах.

Ответственность за непредставление документов при осуществлении валютных операций

За непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Ограничения и запреты, а также разрешения, установленные для обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации в условиях внешнего санкционного давления

^К началу страницы

Указами Президента РФ от 28.02.2022 №79 и от 01.03.2022 № 81, установлены следующие ограничения и запреты:

  • Предоставление займов иностранным лицам.
  • Запрещены займы в иностранной валюте в пользу иностранных лиц с 01.03.2022 (Указ № 79).
  • Установлен специальный разрешительный порядок выдачи займов и кредитов в пользу организаций и физических лиц, связанных с недружественными государствами, с 02.03.2022 (Указ № 81).
  • Распоряжение иностранной валютой.
  • Установлена обязательная продажа не менее 80% валютной выручки, зачисленной начиная с 01.01.2022 на счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов (Указ № 79).
  • Запрещен вывоз из России наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тысяч долларов США, с 02.03.2022 (Указ № 81).
  • Запрет на зачисление иностранной валюты на иностранные счета.
  • Запрещено зачисление иностранной валюты на иностранные счета с 01.03.2022 (Указ № 79).
  • Запрещены переводы денежных средств с использованием иностранных электронных кошельков (Указ № 79) с 01.03.2022.
  • Сделки с ценными бумагами и недвижимым имуществом.
  • Установлен специальный разрешительный порядок покупки и продажи ценных бумаг и недвижимости по сделкам с организациями и физическими лицами, связанных с недружественными государствами, с 02.03.2022 (Указ № 81).
  • Разрешение также требуется при приобретении ценных бумаг у лиц, которые после 22.02.2022 выкупили данные ценные бумаги у организаций и физических лиц, связанных с недружественными государствами (Указ № 81)

Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 предусмотрено освобождение аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий от валютного контроля на срок до трех лет (Список аккредитованных организаций размещен на официальном сайте Минцифры России digital.gov.ru в разделе «Аккредитация ИТ-компаний»).

Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 установил:

  • порядок исполнения резидентами - должниками обязательств перед иностранными кредиторами – лицами недружественных государств, размер которых превышает 10 млн рублей в календарный месяц (эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу на 1-е число каждого месяца).

    В целях исполнения обязательств должник вправе направить в российскую кредитную организацию заявление об открытии на имя иностранного кредитора или иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги (иностранный номинальный держатель), в отношении которых осуществляется исполнение обязательств, счета типа «С», предназначенного для проведения расчетов по данным обязательствам, который ведется в рублях.

    В целях исполнения обязательств, связанных с эмиссией ценных бумаг, должник вправе направить такое заявление в небанковскую кредитную организацию, являющуюся центральным депозитарием.

    Банку России и Минфину России предоставлены полномочия определять иной порядок исполнения должниками обязательств.

  • условия, при которых обязательства признаются исполненными надлежащим образом.

    В частности, обязательства признаются исполненными надлежащим образом, если исполнены в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость) и рассчитанной по официальному курсу Банка России, установленному на день, когда был произведен соответствующий платеж.

  • что лицами недружественных государств не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

    1) они находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические или физические лица);

    2) информация о контроле над ними раскрыта налоговым органам.

  • право Банка России давать официальные разъяснения по вопросам применения Указов №№ 79, 81 и 95, имеющие обязательную силу на всей территории Российской Федерации, которые размещаются на его официальном cbr.ru.

Указом Президента РФ от 18.03.2022 № 126 установлены дополнительные временные меры, которыми, в том числе, предусмотрено, что:

  • банки, против которых введены санкции, вправе исполнять валютные обязательства (которые возникли до введения санкций) перед российскими юридическими лицами по договорам банковского счета или вклада в рублях в эквивалентной сумме. Правило действует до 01.09.2022;
  • до 31.12.2024 (в редакции указа Президента РФ от 18.12.2023 № 958) резидентам нельзя без разрешения Банка России оплачивать доли, вклады, паи в имуществе юридического лица-нерезидента;
  • Правительственная комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и Банк России в праве уменьшить долю и изменять сроки обязательной продажи экспортной валютной выручки в рамках предоставленных полномочий;
  • Банк России уполномочен давать официальные разъяснения по вопросам применения указа Президента РФ от 18.03.2022 № 126;
  • Решением Банка России от 23.06.2022 № ПРГ-12-4/1383 о разрешении резидентам оплачивать доли, вклады, паи в имуществе юридического лица-нерезидента без получения индивидуальных разрешений Банка России, при соблюдении соответствующих условий.

Указом Президента РФ от 04.05.2022 № 254 в частности:

  • расширен перечень лиц, которые не признаются лицами недружественных государств;
  • установлено, что порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), предусмотренный этим указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81 не распространяется в том числе:

    а) на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое гражданами иностранных государств, совершающих недружественные действия;

    б) на сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества гражданами иностранных государств, совершающих недружественные действия, при условии, что проведение расчетов по таким сделкам осуществляется с использованием счета типа «С».

Право давать официальные разъяснения по вопросам применения указа Президента РФ от 04.05.2022 № 254 предоставлено Банку России.

Указом Президента РФ от 09.06.2022 № 360 установлено, что размер валютной выручки, подлежащей продаже, определяется Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, а срок продажи - Советом директоров Банка России.

Изменения по предоставлению указанным органам соответствующих полномочий внесены в Указы Президента РФ от 28.02.2022 № 79 и от 18.03.2022 № 126.

Указом Президента РФ от 05.07.2022 № 430 «О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации» установлено следующее: 

  • Требования статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о репатриации исполняются в размере, определенном в соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 28.02.2022 №79, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже. 
  • Запрет на зачисление резидентами иностранной валюты на свои зарубежные банковские счета, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием иностранных электронных средств платежа, установленный пунктом «б» Указа Президента РФ от 28.02.2022 №79, применяется в случае, если зачисление иностранной валюты и осуществление переводов денежных средств связаны с перечислением резидентами денежных средств, полученных в виде дивидендов по акциям российских акционерных обществ либо при распределении прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов.
  • Обязательства перед владельцами облигаций, выпущенных иностранными организациями (далее - еврооблигации) и держателями еврооблигаций признаются исполненными надлежащим образом, в случаях, предусмотренных данным Указом.
  • Российские юридические лица, имеющие обязательства, связанные с еврооблигациями, обязаны обеспечить исполнение обязательств перед держателями еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем передачи денежных средств в порядке, определенном Советом директоров Банка России, либо передачи размещенных облигаций таким держателям.
  • Российские юридические лица - должники по договорам синдицированного кредита (займа) или договорам, заключенным в обеспечение исполнения обязательств российского юридического лица - заемщика по договору синдицированного кредита (займа), стороной которых являются платежные агенты кредиторов, являющиеся иностранными лицами, связанными с недружественными иностранными государствами, или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, обязаны исполнять обязательства по этим договорам перед резидентами-кредиторами путем перечисления им денежных средств в валюте платежа, установленной соответствующим договором, либо по требованию кредитора в рублях или в валюте, предусмотренной соглашением между кредитором и российским юридическим лицом - должником о порядке исполнения его обязательств перед кредитором, минуя таких платежных агентов, управомоченных на получение денежных средств от российских юридических лиц - должников в соответствии с этими договорами.
  • В целях исполнения обязательств, связанных с еврооблигациями и синдицированными кредитами (займами) разрешения, выдаются при соблюдении российскими юридическими лицами соответствующих требований Указа Президента РФ от 05.07.2022 № 430 или на основании решения Правительства Российской Федерации.
  • Официальным разъяснением Банка России по вопросу применения отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 и Указа Президента Российской Федерации от 05.07.2022 №430 (Официальное разъяснение № 4-ОР от 29.06.2023).

Право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента РФ от 05.07.2022 № 430 предоставлено Банку России.

Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями» определяет порядок исполнения обязательств по договорам банковского счета российскими кредитными организациями в случае введения в отношении них ограничительных мер недружественными иностранными государствами и (или) международными организациями, а также порядок исполнения обязательств по еврооблигациям.

Также Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 устанавливает, что до внесения изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»: 

  1. При реализации Указа Президента РФ от 05.07.2022 № 430 не применяется ограничение по сумме переводов денежных средств в иностранной валюте физическим лицом - резидентом, установленное пунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 
  2. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования об обязательности формы расчетов и требования репатриации (Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433 о Правилах осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами);
  3. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, если иное не предусмотрено указами Президента РФ, вправе осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
  4. Совет директоров Банка России вправе определять максимальные значения размера платы, взимаемой российскими кредитными организациями со своих клиентов за осуществление переводов денежных средств в иностранной валюте в случае введения в отношении таких кредитных организаций ограничительных мер.

Право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента РФ от 08.08.2022 № 529 предоставлено Банку России.

Разрешения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц

Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р

  • Австралия
  • Албания
  • Андорра
  • Великобритания (включая о. Джерси (коронное владение Британской короны) и подконтрольные заморские территории - о. Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар)
  • Государства - члены Европейского союза
  • Исландия
  • Канада
  • Лихтенштейн
  • Микронезия
  • Монако
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Республика Корея
  • Сан-Марино
  • Северная Македония
  • Сингапур
  • Соединенные Штаты Америки
  • Тайвань (Китай)
  • Украина
  • Черногория
  • Швейцария
  • Япония

Документы

Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
16.12.2022

О приостановлении назначения и проведения проверок соблюдения валютного законодательства за исключением проверок связанных с исполнением положений Указов Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79, от 01.03.2022 № 81 в части незаконных валютных операций
21.03.2022

Об утверждении форм, форматов уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось
16.06.2020

Все документы по теме