Дата публикации: 16.05.2013 15:24 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Процедура рассмотрения материалов камеральной и выездной налоговой проверки закреплена в ст. 101 Налогового кодекса РФ и заключается в следующем.
Так, составленный по результатам камеральной или выездной налоговой проверки акт, материалы налоговой проверки и письменные возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку. Решение по результатам проверки принимается в течение 10 дней после истечения 15 дневного срока на подачу налогоплательщиком возражений. При этом указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель налогового органа в обязательном порядке извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Также указанное лицо до вынесения решения вправе знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Неявка налогоплательщика или его представителя на рассмотрение, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в обязательном порядке должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Кроме того, основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Однако, следует отменить, что нарушенные инспекцией при вынесении решения существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть устранены вышестоящим налоговым органом при рассмотрении апелляционной жалобы, по результатам рассмотрения которой может быть принято новое решение.