Решения по жалобам

Дата публикации: 23.05.2019

Дата решения: 16.05.2019

Номер решения: ЕД-3-9/4812@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 224 НК РФ, Статья 226 НК РФ, Статья 228 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность направления налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц, сформированного на основе справки по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом 


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Формирование сводных налоговых уведомлений производится на основании данных из справок о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ, представленных налоговыми агентами в налоговые органы Российской Федерации. При этом основанием для перерасчета НДФЛ на основании обращений налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.

 

Позиция налогоплательщика: Заявитель считает, что без судебного решения по иску кредитора о взыскании задолженности по кредитному договору и постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании или невозможности взыскания, установление и оценка дохода в виде экономической выгоды не могут считаться обоснованными и законными. Действия должностных лиц налоговых органов по формированию налогового уведомления на основе справки по форме 2 – НДФЛ, представленной налоговым агентом, без учета вышеуказанной позиции, являются неправомерными.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 226 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 226 Кодекса лица именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.

Из пункта 2 статьи 226 Кодекса следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Согласно пункту 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 228 Кодекса.

Пунктом 72 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, освобождаются от налогообложения, за исключением доходов, полученных: в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг; в виде дивидендов и процентов; в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса; в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса следует, что доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Как следует из информации, представленной Управлением, налоговым агентом в отношении Заявителя представлена справка от 11.02.2018 о доходах физического лица за 2017 год, согласно которой Заявителем в 2017 году получен доход (код дохода 2610 «Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей»), исчислен НДФЛ и не удержан налоговым агентом.

На основании указанной справки о доходах физического лица Инспекцией Заявителю сформировано налоговое уведомление от 15.07.2018 на уплату НДФЛ в срок до 03.12.2018.

В связи с неуплатой Заявителем НДФЛ на основании налогового уведомления от 15.07.2018 Инспекцией сформировано и направлено в адрес Заявителя требование по состоянию на 11.12.2018 об уплате НДФЛ и пени в срок до 09.01.2019.

Заявитель обратился в Управление с жалобой от 23.01.2019 с доводами о несогласии с необходимостью уплаты НДФЛ, аналогичными доводам, изложенным в жалобе Заявителя от 10.04.2019, поступившей в ФНС России.

Управлением по результатам рассмотрения жалобы Заявителя принято решение от 14.03.2019, которым жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения. В указанном решении Управлением Заявителю со ссылкой на нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах сообщены основания формирования и направления в адрес Заявителя налогового уведомления
от 15.07.2018.

Кроме того, Заявителем с жалобой от 10.04.2019 в ФНС России представлено уведомление, полученное от налогового агента, которым Заявитель уведомлен о возникновении у него по итогам 2017 года налогооблагаемого дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (код дохода 2610), об образовавшейся в этой связи задолженности по уплате НДФЛ и обязательствах Заявителя по уплате указанной задолженности.

ФНС России сообщает, что формирование сводных налоговых уведомлений производится на основании данных из справок о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ, представленных налоговыми агентами в налоговые органы Российской Федерации. При этом основанием для перерасчета НДФЛ на основании обращений налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.

Учитывая изложенное, действия должностных лиц Инспекции по формированию Заявителю налогового уведомления от 15.07.2018 на основании справки от 11.02.2018 о доходах физического лица за 2017 год соответствуют Кодексу.

Вместе с тем в случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учета уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России