Дата решения: 17.10.2019
Номер решения: СА-4-9/21356@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 219 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность отказа в предоставлении социального налогового вычета по расходам на лечение при наличии ошибок в справках на оплату медицинских услуг, представленных через личный кабинет
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Заявителю отказано в праве на социальный налоговый вычет по расходам на лечение в связи с непредставлением Заявителем в Инспекцию оригиналов справок на оплату медицинских услуг, в отношении направленных образов которых у Инспекции возникли сомнения.
Позиция налогоплательщика: По мнению Заявителя, Инспекцией неправомерно отказано в предоставлении социального налогового вычета по расходам на лечение, поскольку в трех справках об оплате медицинских услуг допущены опечатки, являющиеся техническими ошибками и не влияющие на получение социального налогового вычета.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации. Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде.
Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через Личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Кодекса Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 11.2 Кодекса.
В соответствии с Приложением № 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 17.03.2017 № СА-7-6/220@ «О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в части унификации способов транспортной составляющей электронного документооборота» налоговая декларация по НДФЛ включена в перечень электронных документов, направляемых налогоплательщиком и налоговым органом посредством Личного кабинета.
Из пункта 3 статьи 88 Кодекса следует, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, налогоплательщику и детям в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201 утвержден перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении размера социального налогового вычета.
Во исполнение Постановления и единообразного применения законодательства, регламентирующего предоставление указанного социального налогового вычета, Минздравом России и МНС России Приказом от 25.07.2001
№ 289/БГ-3-04/256 (далее – Приказ) утверждена, в том числе форма справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации.
Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (Приложение № 2 к Приказу) определено, что указанная справка выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.
Заявитель через Личный кабинет представил в Инспекцию декларацию по НДФЛ, в которой заявил социальный налоговый вычет по расходам на лечение, и сканированные образы подтверждающих документов.
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что в двух справках об оплате медицинских услуг указаны даты оплаты – 2016 год и 2018 год, а в одной справке – не указана дата оплаты медицинских услуг.
Инспекцией в адрес Заявителя направлено требование о представлении пояснений и оригиналов справок об оплате медицинских услуг.
На указанное требование Заявителем через Личный кабинет представлены пояснения, в которых указано, что истребуемые документы направлены в Инспекцию в полном объеме одновременно с декларацией по НДФЛ и повторное представление ранее представленных документов в рамках статьи 88 Кодекса не предусмотрено.
В связи с непредставлением Заявителем в Инспекцию оригиналов указанных справок Инспекцией отказано Заявителю в праве на социальный налоговый вычет по расходам на лечение по двум справкам об оплате медицинских услуг, в которых указаны даты оплаты медицинских услуг – 2016 год и 2018 год, то есть не относящиеся к 2017 году, и по одной справке, в которой не указана дата оплаты медицинских услуг.
Учитывая изложенное, и исходя из фактических обстоятельств, поскольку Заявителем не были представлены оригиналы указанных справок, в достоверности образов которых у Инспекции и Управления были сомнения, Федеральная налоговая служба признала правомерным отказ Заявителю в праве на социальный налоговый вычет по расходам на лечение по данным справкам.
Вместе с тем, другие 6 справок об оплате медицинских услуг, представленные Заявителем вместе с Декларацией, соответствуют утвержденной форме, содержат фамилию, имя и отчество налогоплательщика и пациента, наименование медицинского учреждения, информацию о наличии лицензии и стоимости медицинских услуг, дату оплаты медицинских услуг, код услуги, каких – либо претензий к данным справкам Инспекцией и Управлением к их подлинности и достоверности предъявлено не было.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба признала неправомерным отказ Инспекции и Управления Заявителю в праве на социальный налоговый вычет по расходам на лечение на основании указанных 6 справок.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба отменила решение Инспекции и решение Управления в части отказа Заявителю в праве на социальный налоговый вычет по расходам на лечение на основании 6 справок об оплате медицинских услуг.
В остальной части Федеральная налоговая служба оставила решения Инспекции и Управления без изменения, а жалобу Заявителя – без удовлетворения.