ENG

Риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок (презентационные материалы)

Дата публикации: 14.12.2018 09:39

Цель ФНС – точно и правильно определять те зоны риска, где требуется применить налоговый контроль, куда необходимо направить ресурсы, в том числе и трудовые. Для определения этих зон уже достаточно давно служба применяет градацию всех налогоплательщиков по трем категориям рисков. Отнесение к той или иной категории осуществляется с использованием не одного, и даже не десяти показателей, это 84 критерия, которые в совокупности позволяют автоматически без дополнительного анализа проранжировать всех отчитавшихся плательщиков.

К высокому уровню риска отнесены налогоплательщики, обладающие признакам организаций - «однодневок», к «низкому» же наоборот - реально действующие налогоплательщики. Если оценивать количественное изменение в той или иной категории, то с точки зрения чистки среды можно привести такие цифры. В целом по России буквально в 2012 году так называемых компаний – «однодневок» было 20 миллионов, это порядка 40% от всех включенных в ЕГРЮЛ налогоплательщиков, к настоящему времени – удалось достигнуть снижения количества налогоплательщиков данной категории до 200 - 250 тыс. организаций, что составляет 5 процентов. Сегодня перед налоговым органом стоит конкретная задача: не допустить наличия деклараций, в которых отражены данные, не связанные с реальным осуществлением финансово-хозяйственных операций, подписанных не уполномоченными на то лицами. ФНС практикует апробацию отдельных механизмов до внесения соответствующих изменений в законодательство. Данные проекты связаны не только с ужесточением противодействия «транзитным» организациям, но и с предоставлением налогоплательщикам на основании риск-ориентированного подхода определенных привилегий.

На основе поручения ФНС до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 №302-ФЗ все территориальные налоговые органы практиковали механизм ускоренного возмещения НДС по декларациям с низким уровнем риска там, где у налогового органа отсутствовал повод сомневаться в правомерности отраженных данный и обоснованности заявленного права. Аналогично, исходя из риск-анализа, предложено упростить процедуру камеральной налоговой проверки по алкогольной продукции, опять же, пока без внесения изменений в законодательство в качестве пилотного проекта. Срок камеральной проверки также сокращен до двух месяцев, при этом соответственно установлены определенные критерии: в отношении кого из налогоплательщиков такой механизм можно применять.

Риск-ориентированный подход также используется при администрировании льгот по налогу на добавленную стоимость, где определены объем и состав информации, которую необходимо представить для подтверждения ее правомерности. С 1 июля 2017 года в структуре налоговых органов созданы специализированные подразделения – контрольно-аналитические отделы, их цель администрирование НДС, работа со «схемами» и формирование соответствующей доказательной базы. Базовым инструментарием, которым пользуются данные отделы в своей деятельности, является программный комплекс АСК НДС-2. Задачей данных подразделений является быстрое и корректное определение выгодоприобретателей, систематизация всей полученной информации, ее анализ (с точки зрения определения общих характеристик групп компаний по схожим операциям) для идентификации «площадок», в их функции также входит профилактика налоговых правонарушений. Это механизм работы с налогоплательщиком, направленный на побуждение к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, который применяется на сегодняшний момент при проведении любого вида проверок.

Инструментария ПК АСК НДС-2 является базисом для работы с налогом на добавленную стоимость. Система постоянно развивается, в том числе - с изменениями, вносимыми на законодательном уровне. Во-вторых, происходит постепенная модернизация возможностей данного комплекса. В настоящий момент первоочередной задачей является совмещение товарных и денежных потоков, также происходит погружение в подзадачи взаимосвязей. Налоговые органы используют свои возможности не только в качестве инструментов контроля, но и для создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Налоговой службой принято решение раскрыть отдельные категории рисков. Первый из них – риск приостановления операций по счетам за непредставление налоговой отчетности. Причем сам риск будет состоять из двух профилей.

Фактический: когда уже наступил установленный срок, а отчетность в налоговый орган не поступила, следовательно, по истечении определенного срока будет вынесено решение о приостановлении расходных операций по расчетным счетам в банках. В «Личном кабинете налогоплательщика» при наступлении такого события будет отсчитываться 10-дневный срок в обратном режиме для того, чтобы сигнализировать о возможном принятии решения о блокировке счета.

Другой момент в отношении этого же риска - предиктивный: когда анализируя данные за три года, оценивая насколько регулярно налогоплательщик представляет отчетность, допускал ли ранее аналогичные нарушения, налоговый орган может с определенной вероятностью предположить, что данное событие может произойти и вновь.

Второе направление работы налоговой службы - публичное информирование без привязки к конкретному налогоплательщику через интернет-сайт ФНС России. Это пошаговый подход к раскрытию налоговой тайны, то есть постепенный вывод определенной информации из понятий, попадающих под положения ст. 102 НК РФ.