Дата публикации: 26.02.2019 11:55 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской
области 26 февраля 2019 года проведены публичные обсуждения по вопросам
правоприменительной практики по теме: «Об итогах контрольной работы налоговых
органов Калининградской области за 2018 год. О работе налоговых органов по
обеспечению достоверности государственных реестров и повышения качества
оказания услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей». На обсуждении присутствовали представители
региональных министерств и ведомств, надзорных органов, члены Общественного
совета при Управлении Федеральной налоговой службы по Калининградской области,
представители бизнес-сообщества Калининградской области и налогоплательщики.
Основной темой обсуждения стало достоверность
сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Указанная работа направлена, в первую очередь, на
защиту интересов добросовестных участников хозяйственной деятельности и
недопущение вхождения в бизнес-среду недобросовестных субъектов, заведомо
преследующих противоправные цели, а также на исключение механизмов,
обеспечивающих незаконные способы осуществления предпринимательской
деятельности, что, в свою очередь, создает условия недобросовестной конкуренции
и лишает бюджеты значительной части доходов. Заместителем руководителя Управления Федеральной
налоговой службы по Калининградской области О.В. Герасимчук в докладе озвучена информация
о выявляемых фактах попыток регистрации юридических лиц на подставных лиц (на
конкретных примерах при создании юридических лиц и внесении изменений в
сведения о руководителе), количестве недействующих организаций и работе,
проводимой налоговыми органами региона в данном направлении, в том числе в
отношении лиц, являющихся руководителями и учредителями значительного
количества организаций. Отмечено, что приоритетной является достоверность
сведений об участниках и руководителях организаций.
Кроме того, начальник отдела камерального контроля Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской
области М.А. Ночкина в своем докладе осветила работу налоговых органов
Калининградской области по выявлению рисков совершения налоговых правонарушений
при проведении аналитических и контрольных мероприятий. Отдельное внимание участников публичных обсуждений
было обращено на возможности информационных ресурсов налоговых органов и автоматизацию процесса выявления налоговых рисков в финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщиков. Так, с целью проведения оценки своих налоговых
рисков ФНС России с 2019 года на сайте ФНС России по электронному адресу https://pb.nalog.ru/calculator.html
размещен сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки». Указанный
сервис позволяет налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения,
сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними
значениями по отрасли в разрезе регионов. Также было отмечено, что с использованием программного
комплекса АСК НДС – 2 налоговый орган оценивает налогоплательщика по 90
критериям рисков. Начиная от общего анализа организации (налоговая и
бухгалтерская отчетность и пр.), регистрационных данных, налоговой истории,
анализ бенефициаров и иные критерии. В своем выступлении М.А. Ночкина подчеркнула, что до
принятия решения о назначении выездной налоговой проверки налоговыми органами в
отношении налогоплательщиков проводится индивидуальная разъяснительная работа,
направленная на побуждение их к добровольному уточнению своих налоговых
обязательств. Всего за период 2018 года
дополнительно поступило в бюджет по результатам контрольных и аналитических
мероприятий налоговых органов Калининградской области более чем 1,6 млрд.
рублей, в том числе налогоплательщиками самостоятельно уточнено и перечислено в
бюджет налогов на сумму более 1 млрд. рублей. М.А. Ночкина обратила особое внимание, что за
последние 9 лет количество выездных налоговых проверок сократилось более чем в
20 раз (с 523 до 26 проверок), при увеличении эффективности в 4 раза (с 3,2
млн. рублей до 19,4 млн. рублей на 1 проверку).
Также и.о. начальника контрольного отдела Управления
Федеральной налоговой службы по Калининградской области О.Ю. Бояркина сообщила,
что уровень налоговых нарушений в расчёте на одну выездную проверку организаций
возрос в сравнении с 2017 годом в 2 раза и составил 31 млн. руб., что выше
среднероссийских показателей в 1,5 раза. По результатам проведенных выездных
налоговых проверок дополнительно в бюджет поступило более 500 млн. рублей, а в
среднем на одну проверку поступления составили почти 27 млн. рублей, что выше
среднероссийских показателей в 2 раза. При этом, выездные налоговые проверки в
2018 году проводились с учетом положений,
введенных статьей 54.1 НК РФ, в связи с чем налоговыми органами применялся
новый подход к квалификации выявленных в ходе налоговых проверок обстоятельств.
При проведении проверок доказывались умышленные действия налогоплательщиков,
выраженные в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни. О.Ю. Бояркина обратила внимание, что выездные налоговые проверки в отношении
организаций, применяющих схемы ухода от налогообложения с участием
фирм-«однодневок», проводились и до вступления в силу статьи 54.1 НК РФ,
все схемы, выявленные в 2017 -2018 годах, поддержаны в судах кассационной
инстанции. Кроме того, в своем выступлении О.Ю. Бояркина отметила важность межведомственного взаимодействия
налоговых и правоохранительных органов, в рамках которого проводятся
скоординированные проверочные мероприятия. Так, в 2018 году сотрудники органов внутренних дел приняли участие в 11 выездных налоговых
проверках, по результатам которых установлены налоговые правонарушения на сумму
более 350 млн. рублей. О.Ю. Бояркина
подчеркнула, что совместная работа налоговых и правоохранительных органов
значительно расширяет возможности проведения мероприятий налогового контроля в
ходе выездной проверки, таких как допросы свидетелей, осмотры помещений
(зданий, предметов), обыски, изъятие документов (предметов) и других необходимых
мероприятий. В 2018 году продолжается
применение практики по инициированию возбуждения уголовных дел, как после
проведения выездных налоговых проверок, так и до их назначения. Сумма возмещенного ущерба, причиненного государству в
результате расследования в 2018 году уголовных дел, увеличилась более чем в 5
раз и составила более 210 млн. рублей.
По окончании встречи сотрудники налоговых органов
ответили на все интересующие предпринимателей и представителей бизнес-сообщества вопросы. Ведь главная цель данного мероприятия - повышение
грамотности предпринимательского сообщества в области валютного
законодательства Российской Федерации, а также развитие механизма открытости налоговых
органов.