Решения по жалобам

Дата публикации: 08.08.2019

Дата решения: 24.06.2019

Номер решения: СА-4-9/12213@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 210 НК РФ

Вид налога:

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность определения налоговой базы по НДФЛ исходя из инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, полученного в порядке дарения 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Жилой дом, полученный Заявителем в порядке дарения, не имеет инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2015, так как с 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется.

 

Позиция налогоплательщика: По мнению Заявителя, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норму, согласно которой налоговая база по НДФЛ должна быть исчислена исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества, полученного в порядке дарения. Заявитель считает, что Инспекция в акте от 04.06.2018 ошибочно пришла к выводу о том, что размер дохода, полученного им в натуральной форме, подлежит определению от кадастровой стоимости жилого дома, при этом не указав нормы законодательства, которыми установлен такой порядок.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Кодекса налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В пункте 6 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу определены правовые позиции, указанные в пункте 3 статьи 54 Кодекса, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.

К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости. При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

На основании пункта 18.1 статьи 217 Кодекса доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Согласно положениям подпункта 7 пункта 1 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, самостоятельно производят исчисление и уплату налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет и представляют налоговую декларацию.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) права и обязанности граждан возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Положениями главы 32 Гражданского кодекса не предусмотрено указание в договоре дарения стоимости имущества, передаваемого в дар.

На основании пункта 3 статьи 574 Гражданского кодекса договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Как следует из информации, представленной Управлением, 22.02.2018 Заявитель представил в Инспекцию декларацию по НДФЛ за 2015 год, в которой указал доход в размере 77 177,77 рублей ((66 672,25 рублей – доход в порядке дарения ¼ доли в праве на жилой дом (266 689 рублей – инвентаризационная стоимость х ¼) и 10 505,52 рублей – доход в порядке дарения ¼ доли в праве на земельный участок (42 022,06 рублей – кадастровая стоимость х ¼)); стандартный налоговый вычет на троих детей в сумме 69 600 рублей; исчислил НДФЛ к уплате – 985 рублей.

Какие - либо документы Заявителем с декларацией по НДФЛ за 2015 год в Инспекцию не представлены.

Согласно информации, представленной Управлением, Заявителем НДФЛ в размере 985 рублей уплачен 26.02.2018.

Инспекцией установлено, что в соответствии с договором дарения от 17.02.2015, имеющегося в Инспекции, даритель безвозмездно передает в собственность Заявителя (одаряемый) ¼ долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 586 кв. метров, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и ¼ долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 82,8 кв. метров. Даритель и Заявитель в родственных отношениях не состоят, что не оспаривается Заявителем.

На основании договора дарения от 17.02.2015 за Заявителем зарегистрировано право на ¼ долю жилого дома общей площадью 82,8 кв. метров, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 28.02.2015.

Как следует из материалов, представленных Управлением, Заявителем в ходе проверки представлена в Инспекцию справка от 15.02.2018 об инвентаризационной стоимости спорного жилого дома. Согласно указанной справке по состоянию на 17.02.2015 инвентаризационная стоимость жилого дома общей площадью 54,7 кв. метров составляет 266 689 рублей.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.08.2018 и от 28.08.2018 кадастровая стоимость по состоянию на 27.12.2014 жилого дома составляет 921 896,03 рублей; кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 25.11.2013 составляет 42 022,06 рублей.

На основании изложенного Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2015 год установлено занижение Заявителем налоговой базы по НДФЛ на 233 401,75 рублей ((921 896,03 рублей (кадастровая стоимость жилого дома + 42 022,06 рублей (кадастровая стоимость земельного участка)) х ¼ = 240 979,52 рублей)); 240 979,52 рублей (налоговая база по данным Инспекции) – 7 577,77 рублей (налоговая база по данным Заявителя)), поскольку при исчислении НДФЛ с дохода, полученного в порядке дарения (жилого дома), неправомерно применена инвентаризационная стоимость, в связи с чем Инспекцией составлен акт от 04.06.2018.

24.07.2018 Заявитель представил в Инспекцию возражения от 20.07.2018 на акт от 04.06.2018, в которых выразил несогласие с размером дохода, определенного Инспекцией исходя из кадастровой стоимости жилого дома, полученного им в порядке дарения.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений Заявителя Инспекцией вынесено решение от 12.10.2018 о привлечении Заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, исходя из смысла приведенных положений законодательства, а также разъяснений, содержащихся в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации в связи с наличием в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости спорного жилого дома по состоянию на 01.01.2015, Федеральная налоговая служба признает обоснованным вывод Инспекции об исчислении НДФЛ в оспариваемой ситуации от установленного размера кадастровой стоимости, а также доначислении соответствующих сумм пени и штрафа.

Ссылка Заявителя на то, что Инспекцией не опровергнуты сведения об инвентаризационной стоимости спорного жилого дома является несостоятельной, поскольку, как указано ранее, жилой дом, полученный им в порядке дарения, не имеет инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2015, так как с 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется. При этом кадастровая стоимость спорного жилого дома утверждена Постановлением Правительства области.

Ссылка Заявителя в жалобе на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется только при исчислении налога на имущество основана на неверном толковании норм законодательства, поскольку нормами главы 23 Кодекса предусмотрено применение значения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в качестве налоговой базы по НДФЛ.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России