ENG

Памятка о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ.

Дата публикации: 29.12.2014 15:20 (архив)

С 1 января 2015 г. налогоплательщикам, отвечающим установленным в законе критериям (величина стоимости активов, сумма доходов и размер подлежащих уплате налогов за год - критерии см. в таблице), предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля - налоговый мониторинг. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ, в соответствии с которым часть первая Налогового кодекса РФ дополняется разд. V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Налоговый мониторинг - одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Ее предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Условия для применения налогового мониторинга.

Для применения налогового мониторинга, организация должна отвечать одновременно следующим условиям.

Критерий

Значение

Период, за который рассчитывается значение

Норма НК РФ

Сумма налогов, подлежащих уплате

Не менее 300 млн. рублей. Учитывается совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, за исключением налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга

пп. 1 п. 3 ст. 105.26

Объем полученных доходов

Не менее 3 млрд. рублей.
Во внимание принимается суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга

пп. 2 п. 3 ст. 105.26

Стоимость активов

Не менее 3 млрд. рублей. Учитывается совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой отчетности)

По состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором подается заявление о проведении мониторинга

пп. 3 п. 3 ст. 105.26

Отличительной особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета (абз. 1, 2 п. 6 ст. 105.26 НК РФ). То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Основные преимущества перехода к процедуре налогового мониторинга следующие.

1. По общему правилу за период проведения налогового мониторинга инспекция не вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Это позволит сократить количество мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщика.

Однако в некоторых случаях проводить камеральные и выездные налоговые проверки инспекция все же сможет. В частности, она будет вправе провести камеральную проверку:

- декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению (пп. 2 п. 1.1 ст. 88 НК РФ);

- уточненной декларации за налоговый период, приходящийся на время проведения мониторинга, если в ней уменьшена сумма налога к уплате (пп. 3 п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки за период проведения мониторинга налоговые органы вправе проводить в случаях, указанных в п. 5.1 ст. 89 НК РФ. В частности, к ним относится представление уточненной декларации за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

2. Налогоплательщику предоставляется возможность устранить выявленные налоговым органом противоречия и несоответствия между представленными документами, а также сведениями, имеющимися у налогового органа, путем представления необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

3. В случае возникновения сомнений или неясности по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов организация сможет обратиться в инспекцию и запросить мотивированное мнение по интересующей ситуации. В мотивированном мнении будет отражена соответствующая позиция налогового органа (абз. 1 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 105.30 НК РФ).

Выполнение мотивированного мнения налогового органа в данном случае гарантирует налогоплательщику неначисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникнет недоимка (абз. 1 п. 8 ст. 75, абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

4. Налогоплательщику предоставляется право на проведение взаимосогласительной процедуры в случае несогласия с мотивированным мнением инспекции (п. 8 ст. 105.30, п. 1 ст. 105.31 НК РФ).

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация подала заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, а заканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть организации нужно будет ежегодно подавать заявление о применении налогового мониторинга на следующий год, если она решит прибегнуть к этой процедуре.

Что необходимо для начала применения налогового мониторинга.

Организациидолжны подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление (абз. 1 п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

Заявление подается не позднее 1 июля года, предшествующего году, за который будет проводиться налоговый мониторинг (абз. 1 п. 1 ст. 105.27, п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Поэтому, если вы желаете перейти на налоговый мониторинг с 1 января 2016 г., заявление следует подать не позднее 1 июля 2015 г.

К заявлению необходимо приложить следующие документы (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме (пп. 1 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Регламент разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно по форме и с учетом требований к нему, утвержденных ФНС России (абз. 3 п. 6 ст. 105.26 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

2) информацию об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, подающей заявление на проведение мониторинга, когда доля такого участия превышает 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

3) учетную политику организации для целей налогообложения, действующую в том календарном году, в котором подается заявление на проведение мониторинга (пп. 3 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Представленное организацией заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем) до 1 ноября года, в котором подано заявление (абз. 1 п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

Отметим, что до принятия налоговым органом решения по результатам рассмотрения заявления организация может его отозвать, сообщив об этом инспекции в письменной форме (абз. 1 п. 3 ст. 105.27 НК РФ). В этом случае заявление не будет считаться поданным (абз. 2 п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

По результатам рассмотрения заявления налоговым органом принимается решение о проведении налогового мониторинга или решение об отказе в его проведении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

Отказать в налоговом мониторинге инспекция может в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

1) организация не представила (представила не в полном объеме) документы (информацию), которые должны подаваться вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга (пп. 1 п. 5 ст. 105.27 НК РФ);

2) организацией не выполняются установленные п. 3 ст. 105.26 НК РФ условия о сумме налогов, подлежащих уплате, объеме полученных доходов и стоимости активов (пп. 2 п. 5 ст. 105.27 НК РФ);

3) представленный организацией регламент информационного взаимодействия не соответствует установленным форме и требованиям (пп. 3 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).

Решение, которое налоговый орган принял по результатам рассмотрения заявления, направляется организации в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 105.27, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).