ENG

В Бизнес-центре ТПП Калужской области состоялись публичные обсуждения правоприменительной практики на тему "Риск-ориентированный подход, применяемый налоговыми органами при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок. Новый порядок применения ККТ"

Дата публикации: 18.02.2020 14:15

О риск-ориентированном подходе при планировании выездных налоговых проверок рассказала начальник контрольного отдела УФНС России по Калужской области Людмила Владимировна Васюченкова
В своем выступлении Людмила Владимировна подчеркнула, что применение риск-ориентированного подхода при планировании выездных налоговых проверок обусловлено необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес, сокращением финансовых издержек для субъектов хозяйственной деятельности при одновременном повышении эффективности государственного контроля и обеспечении соблюдения действующего законодательства.

Вместе с тем, за последние годы произошли значительные изменения в данном направлении. Если раньше считалось, что налоговый контроль - это проверки, то сегодня, оценивая их последствия мы понимаем, что в случае включения механизмов контрольных мероприятий в отношении бизнеса, велики вероятности случаев его банкротства и ликвидации, что не является целью налоговой службы. Наша задача обеспечить уплату налогов и, в первую очередь, самостоятельно налогоплательщиками. Риск-ориентированный подход дает возможность расставлять приоритеты при определении объекта и цели проверки. В результате число выездных проверок сократилось более чем в 2 раза. Таким образом, теперь на тысячу предприятий приходится всего две проверки. При значительном снижении количества проведенных выездных проверок эффективность контроля выросла, - отметила Людмила Владимировна Васюченкова.

Сегодня существует ранжирование налогоплательщиков по уровню риска с учетом отраслевых особенностей (рассматриваем риски в основном применительно к отраслям, а не к конкретным налогоплательщикам). Налоговый орган проводит отбор для предпроверочного анализа в зависимости от уровня риска. Контрольные мероприятия могут быть назначены только исходя из рисков, установленных системным способом. Фактически принятие решений о проведении контрольных мероприятий было переведено на централизованный принцип, что исключило возможность субъективной оценки. Для выявления зон налоговых рисков, сотрудники отделов предпроверочного анализа используют программно-аналитические комплексы.

Важным на сегодня изменением системы планирования проверок является информирование об установленных рисках. Начиная с февраля 2018 года налоговые органы, прежде чем принять решение о проведении выездной проверки, приглашают налогоплательщика и раскрывают ему информацию о нарушениях, установленных в рамках предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщику предоставляется возможность пересмотреть свои налоговые обязательства и самостоятельно, без проведения проверки, представить уточненные декларации. На данных рабочих встречах обсуждается вопрос погашения возникающей задолженности по уточненным декларациям с учетом текущей финансово-хозяйственной деятельности плательщика. Цель обеспечить самостоятельную налогоплательщиком уплату налогов. Выездная проверка – это крайняя мера, но неизбежная, если уточнения нет. Задача налоговых органов - указать на нарушения и пресечь применение схемы в последующих периодах.

В завершении мероприятия у участников семинара была возможность задать вопросы выступавшим.