Дата публикации: 08.04.2024 09:41
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В УФНС России по Кировской области проведен анализ результатов работы по легализации налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам, проводимой в рамках масштабной деятельности по легализации теневой заработной платы и устранение неравных конкурентных условий для работодателей.
При теневой заработной плате часть суммы выплачивается официально, ее размер прописывается в трудовом договоре, а часть выдается в конверте и, как правило, документально не фиксируется. Сотрудники, получающие такую зарплату, платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) только с дохода, который прописан в трудовом договоре, то в бюджет поступает меньшая сумма по сравнению с отчислениями с полностью белой зарплаты. В итоге доходы бюджета сокращаются, что в свою очередь негативно влияет на состояние экономики региона и качество жизни населения.
По результатам проведенной аналитической работы Управлением установлены факты выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда и ниже уровня среднеотраслевого показателя. Напомним, минимальный размер оплаты труда в Кировской области с 01.01.2024 года составляет 22 128,30 рублей.
Еще одной важной проблемой является уклонение работодателя от заключения трудового договора с работником. Таким образом, сотрудник рискует лишиться социальных гарантий. У него не идет трудовой стаж, он может рассчитывать только на минимальный размер пенсии, отсутствует возможность получить в полном объеме пособие по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит, воспользоваться имущественными и социальными вычетами. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые используют труд наемных работников, но полностью или частично не отражают сведения данных работников в отчетности и не исчисляют с выплаченного дохода НДФЛ и страховые взносы, предусмотрена ответственность (
статья 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Информация передается налоговыми органами в Прокуратуру города Кирова для привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 4
статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за уклонение от оформления трудового договора. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В рамках проводимой работы сотрудники налоговых органов организуют отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах; проводят аналитические и контрольные мероприятия; направляют информационные письма плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам.
По состоянию на 01.01.2024 года в ходе анализа налоговой отчетности по страховым взносам выявлено порядка 12 тысяч плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого показателя. В рамках работы территориальных комиссий заслушано 1269 налогоплательщиков-налоговых агентов, выплачивающих заработную плату работникам ниже минимального размера оплаты труда, установленного
Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», проведено 324 межведомственных информационных визита в целях информирования граждан и работодателей о рисках и последствиях сокрытия заработной платы, а также выявления фактов использования работодателями наемного труда работников без оформления с ними трудового договора, организовано 167 индивидуальных бесед с работодателями.
В результате, сумма дополнительных поступлений всего по НДФЛ составила 169,8 млн рублей, в том числе, в результате заслушивания на заседаниях межведомственных комиссий, проведения информационных визитов и индивидуальных собеседований - 28,5 млн рублей. Сумма дополнительных поступлений всего по страховым взносам – 386 млн рублей в том числе в результате проделанной работы - 70,6 млн рублей.