История ФНС России

От царской до современной налоговой системы России

 Период с 1573 по 1916 гг.

^К началу страницы

1573 год
  • Учрежден Приказ Большого Прихода. Впервые в России создан орган, объединивший под своим управлением сбор   основных государственных доходов.
1653 год
  • Утвержден первый Торговый устав. Впервые в едином документе, который стал прообразом Налогового кодекса, сведены общие правила сбора и исчисления торговых пошлин.
1665 год
  • Утвержден Приказ Большой Казны.
1699 год
  • Учреждена Бурмистерская палата и ее отделения на местах, возглавляемые бурмистрами. Впервые создан прообраз современного налогового ведомства – с единым центральным органом и подразделениями на местах.
1718 год
  • Учреждена Камер-Коллегия, ведающая государственными доходами и Штатс-Контор-Коллегия, ведающая государственными расходами. Впервые выделено отдельное ведомство, занимающееся составлением смет государственных расходов.
1755 год
  • Камер-Коллегия заменена Казенной палатой. Впервые в рамках единого налогового ведомства объединены налоговые сборы и таможенные пошлины.
1780 год
  • Казенная палата заменена Экспедицией государственных доходов, которая просуществовала всего несколько лет и была разделена на самостоятельные экспедиции по доходам, расходам и ревизии счетов. Впервые создано единое финансовое ведомство , объединяющее управление государственными доходами и расходами с контрольными функциями.
1802 год
  • Учреждено Министерство финансов с департаментами, ведающими как доходами, так и расходами государства.
1811 год
  • Выделено из состава Министерства финансов Государственное казначейство, ведающее расходами, а также ведомство Государственного контролера, занимающееся финансовым контролем и ревизией счетов.
1898 год
  • Введен промысловый налог. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества, а также сборы с аукционных продаж, векселей и заемных писем.
1916 год
  • Утвержден и одобрен Государственным советом и Государственною думою закон «О государственном подоходном налоге».

Период с 1917 по 1991 гг.

^К началу страницы

1917 год
  • Учрежден Народный комиссариат финансов РСФСР.
1918 год
  • Введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных рабочих;
  • 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым были обложены буржуазия и зажиточное крестьянство.
1919 год
  • В составе Наркомфина РСФСР создано Центральное налоговое управление с подчиненными ему налоговыми органами на местах.
1920 год
  • Отдел косвенных налогов передан из Наркомфина РСФСР в ведение ВСНХ РСФСР.
1921 год
  • Замена продразверстки продовольственным налогом;
  • Закладываются основы налоговой системы советского государства – Центральное налоговое управление Наркомфина РСФСР реорганизовано в Управление налогами и доходами.

1923 год
  • Учрежден Наркомфин СССР;
  • К концу 1920-х годов в СССР сформировалась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов платежей в бюджет.
1930 год
  • В СССР проведена налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли;
  • Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства.
1941 год
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до начала 1990-х годов.
1946 год
  • Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР.
1990 год
  • В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 6 марта 1990 года № 50л.с. в составе Министерства финансов создана государственная налоговая инспекция;
  • Начала формироваться мощная система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам.
1991 год
  • Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство;
  • В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа.

Период с 1993 по 2015 гг.

^К началу страницы

1993 год
  • Создан Государственный реестр предприятий;
  • Начата разработка программы информатизации Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов как составной части федеральной программы информатизации России;
  • На налоговые органы возложены функции контроля за применением контрольно-кассовых машин.
1995 год
  • Разработка Концепции модернизации налоговой службы, которая заключалась в переходе инспекций на типовую организационную структуру, внедрении эффективных налоговых технологий и повышении уровня информатизации налоговой службы России.
1996 год
  • Введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
1997 год
  • Создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России. Разработана концепция создания АИС «Налог-2».
1998 год
  • Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года № 1635)
  • Начало кампании по массовому присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам

1999 год
  • Введена в действие I часть Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения.
2001 год
  • Введена в действие II часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Налог на доходы физических лиц», Глава 24 «Единый социальный налог(взнос)»;
  • На налоговые органы возложены функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • Налоговым органам переданы функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог).
2002 год
  • Введены в действие Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых»;
  • Повсеместное внедрение системы электронной обработки данных как стандарта в работе территориальных налоговых органов;
  • Организовано предоставление налоговых деклараций в электронном виде;
  • Подключение территориальных налоговых органов к ведомственной телекоммуникационной сети.
2003 год
  • Организован удаленный доступ к федеральному информационному ресурсу – Единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Централизация процессов регистрации юридических лиц по принципу «одного окна»;
  • Отменен налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог с владельцев транспортных средств, введены в действие Глава 28 НК РФ – «Транспортный налог», Глава 26.2 НК РФ – «Упрощенная система налогообложения» и Глава 26.3 НК РФ – «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
2004 год
  • В ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу;
  • Введены в действие новые главы II части НК РФ – Глава 29 «Налог на игорный бизнес», Глава 30 «Налог на имущество организаций», сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Глава 25.1 НК РФ), а также единый сельскохозяйственный налог (Глава 26.1 НК РФ);
  • Отменен налог с продаж.
2005 год
  • Введены Глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина», Глава 31 НК РФ «Земельный налог»;
  • Введен новый водный налог (Глава 25.2 НК РФ) и отменена плата за пользование водными объектами .
2008 год
  • Выполнен проект «Модернизация налоговой службы-2» .
2010 год
  • Замена единого социального налога страховыми взносами;
  • Внедрена государственная услуга, предоставляемая в электронном виде посредством Интернет-сайта ФНС России, по информированию налогоплательщиков – физических лиц о суммах задолженности по налогам: «Личный кабинет налогоплательщика»;
  • Разработана концепция создания АИС «Налог-3».
2011 год
  • Создание ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, функциями которого определены массовый ввод налоговой отчетности, массовая печать налоговых документов, ведение федеральных информационных ресурсов и организация деятельности Контакт-Центра ФНС России;
  • Создание Федерального информационного адресного ресурса (ФИАС) .
2012 год
  • Внедрение сервиса электронной регистрации;
  • Запуск сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий оплатить текущие платежи, контролировать наличие задолженности, производить сверку по объектам налогообложения, осуществлять контроль за проведением проверки декларации 3-НДФЛ.
2013 год
  • Тестируется новое программное обеспечение АИС «Налог-3». Новая система АИС «Налог-3» - это комплексная перестройка организационной структуры Службы, изменение законодательства, выстраивание новых бизнес-процессов и создание новой единой автоматизированной системы, учитывающей все изменения;
  • Реструктуризация официального сайта ФНС России.
2014 год
  • Введение в промышленную эксплуатацию Функционального блока № 1 АИС «Налог-3»;
  • Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»;
  • Внедрение фирменного стиля ФНС России в целях организации и оформления помещений налоговых органов для приема и обслуживания налогоплательщиков в едином типовом формате.
2015 год
  • Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя»;
  • Открытие федерального Центра обработки данных ФНС России в г.Дубне, созданного для консолидации, обработки, анализа и хранения всей налоговой информации в одной точке централизованно.

Хронология информатизации налоговых органов в портретах

^К началу страницы

История в фото

^К началу страницы

  
  

Музей истории ФНС России

^К началу страницы

Музей истории ФНС России расположен в административном здании центрального Аппарата ФНС России.

Информация ниже зависит от вашего региона (48 Липецкая область)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Решение о создании Государственной налоговой службы было принято 24 января 1990 года постановлением Совета министров СССР, а 1 июля налоговая служба страны уже работала. 1 марта 1990 года была образована Государственная налоговая инспекция по Липецкой области.
 
20 лет налоговую службу области возглавлял Владимир Иванович Бербенец, который сумел создать работоспособный и высокопрофессиональный коллектив. В июле 2010 года руководителем УФНС России по Липецкой области назначена Екатерина Викторовна Макарова. С февраля 2013 года налоговым ведомством области руководил Хижняков Борис Петрович. С  1 июня 2017 года  руководителем УФНС России по Липецкой области назначен Гусев Станислав Вадимович.
 
Становление налоговой службы проходило в непростой обстановке. В стране происходили изменения как экономического, так и политического характера, кардинально менялась структура налогообложения и налогового контроля, существенные изменения претерпело налоговое законодательство. Старые методы работы безвозвратно ушли в прошлое.
 
На смену многочисленным и изменчивым законам, издававшимся не только федеральным центром, но и каждым регионом, пришел Налоговый кодекс России. Проще и понятнее стали «правила игры» на налоговом поле. Но и сегодня Налоговое законодательство продолжает совершенствоваться и изменяться и уповать на стабильность все еще не приходится. По-прежнему в законодательство вносятся многочисленные поправки и дополнения. Постоянно идут поиски наиболее оптимальной структуры налоговых органов. Можно сказать, что все годы своего существования налоговые органы находятся в процессе постоянной модернизации. Фискальные органы ушли от сплошного контроля, больше внимания стали уделять налогоплательщикам, которые наносят максимальный ущерб бюджету и используют схемы ухода от налогов. В 2007 году утверждены Федеральной налоговой службой России и опубликованы 12 критериев риска для налогоплательщика. Открытый процесс планирования налоговых проверок и доступная информация о критериях отбора дает возможность руководителю любой организации с помощью названных критериев самостоятельно оценить свой риск по результатам хозяйственной деятельности с точки зрения последствий налогового контроля. Сегодня, как правило, инспекция не назначает проверку организации без обоснованных предположений, что у данного налогоплательщика есть, как говорится, проблемы с соблюдением налогового законодательства. 
 
Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования – так определил Президент налоговую политику в России на ближайшие два года.
Предприятия, перешедшие на особые режимы налогообложения (упрощенная система, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог) не платят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество, что значительно снижает налоговую нагрузку для этих категорий налогоплательщиков.
 
Работа налоговиков Липецкой области с самых первых шагов отличалась собранностью и беспристрастностью. Все поставленные задачи выполнялись в срок и полностью. Работа коллектива на протяжении всех 20 лет выглядит слаженной и целеустремленной. Сегодняшние реалии таковы, что наша экономика раздвоена: есть официальная заработная плата и зарплата «в конвертах», есть балансовая прибыль и не легализованная управленческая, есть рыночная стоимость недвижимости и есть балансовая и есть, наконец, схемы оптимизации налогообложения. Липецкая область относится к числу динамично развивающихся регионов с высоким ростом внутреннего регионального продукта и большинство предприятий Липецкой области – добросовестные налогоплательщики, но до сих пор количество налогоплательщиков, желающих обойти закон и не платить налоги не становится меньше.
 
Много внимания налоговики уделяют работе со средствами массовой информации. Идет трудный, но необходимый процесс повышения налоговой грамотности населения. Более 10 лет выходит в эфир на региональном канале еженедельная телевизионная программа «Налоговый курьер», рассказывающая об изменениях налогового законодательства. На радио и в печати дают свои комментарии по налоговой тематике специалисты налоговой службы Липецкой области. Ежемесячно на страницах «Липецкой газеты» появляются статьи и актуальные интервью, в которых специалисты дают информацию об итогах декларационных кампаний, результатах контрольной работы и изменениях налогового законодательства. Шагая в ногу со временем, налоговая служба выполняет программу Правительства «Электронная Россия». В Интернете начал работу «Личный кабинет налогоплательщика», где любой желающий гражданин может узнать свою задолженность по налогам. Для этого достаточно ввести в соответствующую строку свой ИНН. Все больше налогоплательщиков понимая преимущества Интернета, сдают отчетность по телекоммуникационным каналам связи. 20 миллиардов рублей - таков вклад налоговых органов в бюджетную систему страны за 10 месяцев текущего года. Из них около 15 миллиардов осталось на территории области. «Кадры решают все» - этот коммунистический лозунг в налоговой службе имеет особое значение. Специалистов, работающих в налоговых органах с первого дня осталось немного, но это – фундамент службы. Среди них: Григорий Владимирович Скоморохов, Лилия Петровна Негробова, Елена Петровна Глинкина, Игорь Олегович Чумак, Валентина Ивановна Пешкова, Галина Леонидовна Шамрина, Ирина Алексеевна Жердева, Татьяна Николаевна Труфанова. И все они являются не только примером для молодых специалистов, но и учителями, наставниками, кто умеет поделиться бесценным опытом и знаниями, и кто является неоспоримым примером преданности делу, которому посвятил большую часть жизни.