Системы оценки эффективности налоговых расходов и инвестиционных налоговых льгот обсудили эксперты России и Беларуси

Дата публикации: 05.07.2024 20:30

Вопросы оценки эффективности налоговых расходов и инвестиционных налоговых льгот обсудили эксперты Минфина России, ФНС России, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Обмен опытом в этой сфере направлен на стимулирование компаний к увеличению инвестиционной активности, расширению и модернизации производств и помощи бизнесу в реализации проектов с целью достижения средних показателей по уровню доходности в рамках отрасли за счет указанных льгот. При этом последние не должны использоваться как инструмент налоговой оптимизации и приводить к появлению у бизнеса сверхприбыли. 

Елена Лебединская, директор Департамента доходов, и Евгений Домбровский, заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России, рассказали о подходах к формированию системы налоговых расходов, администрированию и оценке их эффективности. 

По словам Елены Лебединской, Минфин России проводит работу по созданию комплексной системы учета, анализа и оценки эффективности налоговых льгот на основе концепции «налоговых расходов» с 2017 года. На законодательном уровне она была внедрена в 2018 году. «В начале года мы подводим итоги за предыдущий год и сводим оценку фактического объема предоставленных налоговых льгот, которые относятся к налоговым расходам. В этой работе мы в том числе опираемся на сведения ФНС России и ФТС России. По некоторым налоговым расходам, например, по части льгот по НДС, используется гибридный подход, когда проводится еще и анализ макроэкономических показателей, учитывается специфика конкретных отраслей», – сказала она.

Спикер также сообщила, что при формировании отчета учитываются данные за предыдущие пять лет и перед формированием Основных направлений бюджетной и налоговой политики происходит выверка перечня льгот на основе формализованных критериев, а также прогнозирование налоговых расходов на трехлетний бюджетный цикл и более долгосрочную перспективу. Так, объем налоговых расходов в 2024 году оценивается в 9,8 трлн рублей, годом ранее – 9,1 трлн рублей.

При этом сегодня Минфин России совместно с ФНС России ведет работу по автоматизации сбора информации обо всех налоговых расходах, которые применяются на федеральном и региональном уровнях. Евгений Домбровский в своем выступлении рассказал, как происходит оценка эффективности налоговых расходов, какие критерии учитываются, как происходит взаимодействие с кураторами, а также как налоговые расходы встроены в бюджетный процесс.

«Налоговые расходы – это по сути меры государственной поддержки, и объем этой поддержки в рамках бюджета действительно большой. Поэтому важно проводить и комплексную оценку эффективности налоговых расходов, которая учитывает стоимостную оценку, принадлежность к той или иной госпрограмме и влияние на целевые показатели», – отметил он.

Сегодня в России действует 388 налоговых расходов. 225 из них направлены на стимулирование экономической активности и увеличение доходов бюджетной системы, еще 143 – это социальные налоговые расходы, направленные на поддержку граждан.

Евгений Домбровский также отметил, что с прошлого года в России введена предварительная оценка налоговых расходов. Она предполагает, что еще на этапе инициирования налоговой льготы потенциальный куратор определяет цели, достижению которых способствует проектируемая льгота, примерное число тех, кто сможет ею воспользоваться, а также определяет показатель, влияние на который она будет оказывать, например, уровень инвестиций в отрасль или уровень доходов граждан. Кроме того, для стимулирующих налоговых расходов должен быть оценен горизонт выхода на самоокупаемость.

Механизм проведения оценки инвестиционных налоговых льгот и преференциальных режимов в онлайн-формате представил начальник Аналитического управления ФНС России Валерий Засько. Оценка проводится на базе аналитической системы «Эффективность льгот», которая была создана в сотрудничестве ведомства с Минфином России.

На основании данных налоговой и финансовой отчетности она позволяет оценить влияние налоговых льгот и неналоговых мер государственной поддержки на развитие компаний, их финансово-экономические показатели и занятость населения. На микроуровне проводимый анализ помогает объективно оценить каждую льготу на соответствие её цели и ответить на вопросы – мог ли налогоплательщик успешно вести бизнес самостоятельно, не приводит ли она к генерации сверхприбылей. Также можно узнать, каким образом он реинвестирует высвобождаемые за счет льгот денежные средства, растут ли фонд оплаты труда, инвестиции в основные средства или расходы на научные и исследовательские работы. Уже проанализировано 7 тысяч налогоплательщиков, применяющих инвестиционные налоговые льготы в 530 отраслях экономики в рамках 12 преференциальных режимов и 23 инвестиционных льгот, налоговые расходы по которым составляют более 2,5 трлн рублей.

Результаты анализа эффективности инвестиционных льгот ежегодно публикуются в основных направлениях налоговой политики. «Первичная налоговая и финансовая отчетность, новая культура управления данными и применение agile-методологии в реализации проектов позволяет Службе совместно с заинтересованными ведомствами создавать современные и востребованные цифровые продукты, ярким примером которых является аналитическая система «Эффективность льгот», - подчеркнул Валерий Засько.