Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информацией в УФНС России по Мурманской области в 1 квартале 2022 года

Дата публикации: 23.05.2022 11:31

В 1 квартале 2022 года в налоговые органы Мурманской области поступило 4882 обращения граждан и предпринимателей, из них 170 – в Управление, 4712 – в подведомственные инспекции.

С использованием интерактивных сервисов ФНС России в отчетном периоде заявителями направлено 4166 обращений, что составляет 85% от общего числа поступивших.

Наибольшее количество обращений поступило в Управление и подведомственные инспекции по вопросам:

  • налогообложения доходов физических лиц (1395 или 29% от общего числа);
  • администрирования имущественных налогов (669 или 14% от общего числа), в том числе: транспортного налога – 164, налога на имущество – 490, земельного налога – 15;
  • задолженности по налогам, сборам и взносам в государственные внебюджетные фонды (550 или 11% от общего числа).

Обращения граждан, отнесенные к тематике «Налог на доходы физических лиц» в большинстве случаев связаны с начислением налоговым органом НДФЛ на доходы, полученные от продажи либо дарения объектов недвижимого имущества. Так же в числе актуальных – вопросы, касающиеся возврата НДФЛ в связи с предоставлением имущественных и социальных налоговых вычетов. Граждане просили сообщить об остатках сумм НДФЛ, подлежащих возмещению из бюджета, дать разъяснения по порядку заполнения деклараций 3-НДФЛ, направляли через Личный кабинет подтверждающие документы к ранее представленным декларациям. Не менее актуальными для авторов обращений являлись вопросы налогообложения и декларирования доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и транспортных средств. Кроме того, граждане запрашивали сведения о доходах, а индивидуальные предприниматели – об уплаченных страховых взносах, необходимые для предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основными причинами обращений граждан по вопросам администрирования имущественных налогов физических лиц являлись:

  • предъявление к оплате некорректно исчисленных налогов (на проданное имущество, на имущество, никогда не находившееся в собственности);
  • начисление налогов при наличии льгот (военнослужащим, ветеранам боевых действий, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям);
  • двойные начисления транспортного налога гражданам, изменившим место жительства (по новому и предыдущему месту регистрации).

Обращения, отнесенные к тематике «Задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов» касались следующих вопросов:

  • предоставления пояснений о причинах образования задолженности или пени;
  • отсутствия в Личном кабинете информации о произведенной оплате имущественных налогов и отражения задолженности (гражданином не учитывалось время, необходимое для прохождения информации по платежам от кредитной организации до налогового органа, включая обработку платежных документов органом Федерального казначейства);
  • образования задолженности в связи с некорректным указанием налогоплательщиком в платежных документах необходимых реквизитов (КБК, ОКТМО, получатель платежа и т.д.), в результате чего платежи попадали в категорию «невыясненных»;
  • снятия ограничений по счетам в связи с погашением задолженности;
  • предоставления реквизитов для уплаты задолженности.

В Управлении организован строгий контроль за исполнением обращений граждан. Все обращения, подлежащие исполнению в отчетном периоде, рассмотрены  в установленные законодательством сроки.

Исполнение обращений граждан, перенаправленных на рассмотрение в подведомственные инспекции, также контролируется Управлением: анализируется полнота и качество ответа, соответствие нормам действующего законодательства, своевременность подготовки ответа заявителю.

Управлением и инспекциями Мурманской области постоянно проводятся мероприятия по повышению уровня обслуживания налогоплательщиков, популяризации электронных услуг, продвижению бесконтактных форм обслуживания.

К сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в 1 квартале 2022 года подключились 10022 гражданина. Пользователями сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» стали 534 представителя малого бизнеса.

Специалистами налоговых органов проводится анализ наиболее значимых и острых вопросов граждан, ответы на которые используются для проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками. В отчетном периоде проведено 209 семинаров и онлайн-вебинаров по наиболее актуальным вопросам, в частности «Порядок получения бесплатной электронной подписи для ИП и ЮЛ», «Представление налоговой отчетности через представителя. Новые положения Федерального закона 63-ФЗ «Об электронной подписи», «Декларационная кампания 2022 года. Порядок декларирования доходов и получения налоговых вычетов. Порядок заполнения и направления декларации через онлайн-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Открытые классы по ККТ. Вопросы применения онлайн-касс».

Во всех налоговых органах области на постоянной основе проводится информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, о сроках уплаты налогов, о порядке применения налоговых льгот, о порядке декларирования доходов, а также по иным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов физическими лицами. В операционных залах транслируются видеоролики на различную налоговую тематику: «Транспортный налог», «Имущественные налоги», «Декларационная кампания», «Налоговый вычет по земельному налогу, «Новое налоговое уведомление», «Истек срок уплаты», «Инструкция по заполнению декларации в Личном кабинете» и др. На информационных стендах размещаются образцы с примерами заполнения документов (заявлений, деклараций), изготавливаются и распространяются различные информационные материалы.

В 1 квартале  2022 года в налоговых органах области (включая Управление):

  • подготовлено и распространено более 260 видов информационных материалов для налогоплательщиков (листовок, плакатов, буклетов, аудио-видео материалов);
  • в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет-сайты других ведомств) размещено 547 информационных материалов, в региональном блоке официального интернет-сайта ФНС России – 76 материалов.
Во всех налоговых органах осуществляется личный прием граждан, согласно утвержденным графикам. В отчетном периоде лично руководством налоговых органов принято 9 граждан. Всем предоставлены соответствующие разъяснения.