Дата решения: 14.02.2021
Номер решения: 519
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 221 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора:
Особенности получения профессионального вычета для нотариусов
Позиция налогового органа, решение которого обжалуются: Налогоплательщик включил в состав профессионального вычета траты на аренду и ремонт помещения нотариальной конторы, а также на хозтовары. Так как расходы были понесены до принятия Управлением Минюста России приказа о наделении его полномочиями нотариуса и постановке на налоговый учет в этом качестве, инспекция посчитала, что эти траты не могут быть учтены в составе заявленного вычета. Поэтому налогоплательщику была доначислена недоимка по НДФЛ
Позиция налогоплательщика: Для осуществления профессиональной деятельности обязан был иметь нотариальную контору, пригодную для приема клиентов. В связи с этим он арендовал помещение и приобрел стройматериалы для его ремонта. Таким образом, затраты, понесенные им до вступления в должность, являются обоснованными и подлежат включению в состав профессионального вычета, уменьшающего базу по НДФЛ.
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 227 Кодекса нотариусы, занимающиеся частной практикой, самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Согласно статье 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (в частности, на содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).
На основании пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно пункту 2 статьи 260 Кодекса арендатор вправе учитывать для целей налогообложения затраты на ремонт амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
Как следует из материалов, представленных Управлением, 29.08.2018 на официальном сайте Управления Минюста России опубликовано объявление о результатах конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой по нотариальному округу, проведенного 28.08.2018.
Согласно указанному объявлению от 29.08.2018 конкурсной комиссией принято решение о том, что победившим в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, занимающейся частной практикой по нотариальному округу, признать Заявителя.
В соответствии с Приказом Управления Минюста России от 10.09.2018 о наделении полномочиями нотариуса, дата действия статуса Заявителя как нотариуса, занимающегося частной практикой, начинается с 17.09.2018.
Заявителем в Декларации заявлены, в том числе расходы по ремонту указанного помещения, а также хозяйственные расходы и расходы по уплате арендных платежей.
Согласно представленному в Инспекцию реестра расходных документов, спорные расходы произведены в период с 01.09.2018 по 04.09.2018.
Инспекцией и Управлением не оспаривается, что указанные расходы связаны с содержанием помещения, которое Заявитель фактически использовал как помещение нотариальной конторы.
Учитывая изложенное, а также, что спорные расходы произведены для осуществления нотариальной деятельности, ФНС России приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации основания для отказа нотариусу в праве на профессиональный налоговый вычет за 2018 год в сумме 41 655,32 рублей отсутствуют, соответственно, доначисление НДФЛ в размере 5 415 рублей неправомерно.