ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 04.06.2021 11:26

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 03 июня 2021 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

Мероприятие проводилось в режиме вебинара на онлайн – площадке регионального представителя ООО «Консультант». Зарегистрировались и смотрели вебинар в режиме реального времени 52 представителя бизнес-сообщества и целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия. 

Основной целью  публичных обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности  об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

1. Основные ошибки налогоплательщиков, допущенные при заполнении деклараций по НДС, приводящие к формированию расхождений в ПК «АСК НДС-2».

2. Об исключении хозяйствующих субъектов из государственных реестров в административном порядке.

3. Урегулирование задолженности: практика работы налоговых органов Новгородской  области по взысканию задолженности.

Открыл вебинар руководитель УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов. Он подчеркнул, что основной целью  публичных обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности  об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Также в своем выступлении руководитель Управления осветил вопросы реорганизации налоговых органов Новгородской области путем перехода на двухуровневую систему управления с 30.08.2021 года, и возложения на ФНС России с 01.01.2022 года функций по выпуску квалифицированной электронной подписи.

Начальник контрольно – аналитического отдела УФНС России по Новгородской области Е.П.Ашухина, рассказала, что программный комплекс АСК НДС- 2,  который позволяет автоматически сопоставлять данные, указанные в декларациях контрагентов по налогу на добавленную стоимость в целях выявления неуплаты налога, начал функционировать в налоговых органах с 2015 года. Это комплекс  сравнивает между собой сведения из книг покупок и книг продаж по каждой заявленной сделке. Программа сопоставляет записи по счетам – фактурам у покупателя и у продавца в автоматическом режиме.

 Выявив расхождение программа автоматически формирует и направляет автотребования продавцу и покупателю о представлении пояснений. Все выявленные расхождения можно разделить на 2 группы, из которых первую можно отнести к категории ошибок:

  • технические и методологические ошибки, связанные с заполнением счетов-фактур, книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур. В большинстве случаев не приводят к неуплате налога;
  • сомнительные операции, включенные в декларации в целях минимизации налоговых обязательств.

Технические и методологические ошибки устраняются путем представления формализованных пояснений по утвержденному формату в ответ на автотребование, либо путем представления уточненной декларации с исправлением неточностей непосредственно налогоплательщиком или его контрагентом. Е.П.Ашухина подробно остановилась на наиболее часто встречающихся ошибках, допускаемых налогоплательщиками  на территории Новгородской области.

Начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления Н.И.Васильев, отметил, что уже более 10 лет, как регистрирующие органы в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляют процедуру административного исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) организаций, фактически прекративших свою деятельность.

Критерии отнесения организации к числу недействующих определены пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ:

  • юридическое лицо, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • юридическое лицо в указанные двенадцать месяцев не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

При одновременном наличии названных выше критериев организация признается фактически прекратившей свою деятельность, и может быть исключена из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Кроме того, пунктом 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ определено, что  предусмотренный порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

С 1 сентября 2020 регистрирующие (налоговые) органы также наделены полномочиями по административному исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Порядок проведения процедуры исключения недействующего предпринимателя практически аналогичен порядку по юридическим лицам.

Установив факт наличия у конкретной организации или предпринимателя критериев недействующего хозяйствующего субъекта, факт наличия записи о недостоверности сведений по юридическому лицу, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении такого лица из государственного реестра.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Таким печатным органом является журнал «Вестник государственной регистрации». Одновременно с решением о предстоящем исключении регистрирующий орган публикует сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом или предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего хозяйствующего субъекта из государственного реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Если поступившее в регистрирующий орган заявление удовлетворяет вышеназванным требованиям, то в таком случае решение об исключении недействующего лица из государственного реестра не принимается. Если в течение указанных выше сроков заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя из соответствующего государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.

Начальник отдела урегулирования задолженности Управления Ю.Е.Шангина в своем докладе отметила, что на 01 мая 2021 совокупная задолженность составила 7,7 млрд. руб., или 14,05 % от общей суммы, поступивших за календарный  год  налогов (DTI). Рост совокупной задолженности за 4 мес. 2021 года составил 0,3 млрд. руб. или 4,0 %. Основной причиной роста совокупной задолженности является неуплата текущих платежей по страховым взносам и внебюджетным фондам в общей сумме 0,31 млрд. руб. или 105,4% от общего роста совокупной задолженности.

На случай неуплаты налогов в добровольном порядке законодателем предусмотрены ряд привычных правовых инструментов для взыскания задолженности с налогоплательщиков – должников, предусмотренных ст.ст. 69, 70, 46, 47, 48 НК РФ, которые претерпели ряд изменений в 2020 году, а именно:

  • внесены изменения в статьи 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, кодекс).   Минимальная сумма задолженности по налогам физического лица, при которой налоговые органы будут направлять требование о ее уплате в трехмесячный срок со дня выявления, возросла с 500 до 3000 рублей. Если же сумма недоимки не превышает 3000 рублей, требование об уплате будет направлено налогоплательщику не  позднее одного года со дня выявления недоимки. Минимальная сумма налоговой задолженности физических лиц, при которой налоговые органы могут обращаться в суд для взыскания в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате, повышена с 3000 до 10 000 рублей. Если сумма задолженности не превышает 10 000 рублей, налоговые органы будут обращаться в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока от даты исполнения самого раннего требования об уплате.
  • ст. 46 НК РФ - дополнена новыми положениями, предусматривающими особенности взыскания небольших сумм задолженности. Так, по общему правилу, налоговые органы будут принимать в отношении организаций и ИП решение о взыскании, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. Но есть исключение: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, общая сумма долга, пеней, штрафов так и не превысит 3 тыс. руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока.
  • ст. 78 НК РФ - Полностью утратило силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.
  • п.6 Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
  • п.1 ст. 92 НК РФ - Должностное лицо налогового органа, принявшего предусмотренное статьей 46  Кодекса решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 миллион рублей, в отношении организации, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, вправе не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при наличии ее согласия.

Ю.Е.Шангина подробно рассказала об особенностях взыскания задолженности в Новгородской области. С 01.07.2020 налоговые органы области принимали участие в пилотном проекте по экстерриториальному  управлению долгом - суть данного проекта заключалась в том, что меры принудительного взыскания задолженности принимались удаленно и соответственно наши налогоплательщики – должники получали требования, решения о взыскании задолженности от МИ ФНС России по управлению долгом. Срок окончания проекта 01.06.2021.

Начиная с 01.06.2021, принудительное взыскание задолженности осуществляется территориальными налоговыми органами области. Информация о завершении проекта размещена в региональном разделе официального сайта ФНС России.

В соответствии с Распоряжением руководителя Управления на территории Новгородской области централизовано применение мер принудительного взыскания задолженности  в рамках ст.69 -70 НК РФ на базе Межрайонной ИФНС России № 6 по Новгородской области. С июня 2021 налогоплательщики – должники будут получать требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от МИ ФНС России № 6 по Новгородской области ИНН: 5307005390 Адрес: 174260, Россия, Новгородская область, г. Малая Вишера, 3 КДО ул, 3.

В ходе вебинара работники Управления ответили на вопросы слушателей.