ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 31.08.2018 14:15

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 30 августа 2018 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

В мероприятии приняли участие: представители Правительства Новгородской области, региональных министерств, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области, контрольно-надзорных ведомств (Прокуратуры и Следственного управления Следственного комитета Новгородской области), общественных организаций, Общественной палаты Новгородской области, Общественного совета при УФНС России по Новгородской области, Торгово – промышленной палаты, представители бизнес-сообщества, а также целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия. 

Публичные слушания помогают сделать деятельность налоговых органов более прозрачной для налогоплательщиков и повышают уровень доверия к контролирующим органам.

Как подчеркнул в своем выступлении руководитель УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов, контрольно-аналитическая работа налоговых органов в первую очередь направлена на создание условий, при которых налогоплательщики самостоятельно исполняют свои налоговые обязательства в полном объеме и в установленные сроки

Налоговым органам Новгородской области необходимо применять  высокотехнологичные аналитические инструменты и, используя имеющиеся информационные ресурсы, выявлять налогоплательщиков с высокими налоговыми рисками. Результаты такой аналитической работы должны доводиться непосредственно до налогоплательщиков, причем формы доведения могут быть различны: от информационных писем до приглашения на совещания, где налогоплательщику предметно указывается на его риски и предлагается самостоятельно пересмотреть налоговые обязательства. Добровольное  уточнение налоговых обязательств позволит  налогоплательщикам избежать проведения выездной проверки.

Результаты контрольной работы в виде выездных налоговых проверок не являются основным источником доходов бюджета, и за первое полугодие 2018 года составили около 150 млн. руб. или менее 1 % от общей суммы налоговых поступлений (15,5 млрд. руб.), обеспеченных налоговыми органами Новгородской области. В основном, доходная часть формируется за счет самостоятельно исчисленных налогоплательщиками налогов, а также за счет аналитической работы.

Всего за первое полугодие 2018 года налоговыми органами региона проведено 14 выездных налоговых проверок юридических лиц и 3 проверки индивидуальных предпринимателей. С учетом количества юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах Новгородской области, выездная проверка проводится в отношении примерно 1-го налогоплательщика из 1000. Средняя цена проверки составила около 8 млн. руб. При этом, из доначисленных сумм взыскано 99,6 процента.

Начальник отдела контрольной работы Управления Н.М.Бубнова в своем выступлении отметила, что налоговыми органами Новгородской области активно проводится политика открытого диалога с налогоплательщиками, направленная на предупреждение налоговых нарушений. Результатом такого подхода к налоговому администрированию стало снижение количества выездных налоговых  проверок при одновременном повышении их результативности.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок реализуется Федеральной налоговой службой с 2007 года. Она основана на общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Концепция позволяет самому налогоплательщику «рассчитать» вероятность проведения в отношении него выездной налоговой проверки и, самое главное, своевременно уменьшить эту вероятность.

Всего действует 12 критериев самостоятельной оценки рисков. Кроме того, в Концепции приведены способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Наиболее распространенным является получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм – «однодневок». Второй по популярности является схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.

Риск - ориентированный подход к планированию выездных налоговых проверок (ВНП) позволил сократить количество безрезультативных проверок и значительно снизить нагрузку на бизнес. Так, в 1 полугодии 2018 год налоговыми органами области проведено 17 выездных налоговых проверок (в 1 полугодии 2017 года – 31 проверка), дополнительно начислено в бюджет платежей в сумме 128 млн. рублей.

Проведено 128 тысяч камеральных налоговых проверок, в ходе которых дополнительно начислено в бюджет 104 млн. рублей. По результатам контрольной работы взыскано в бюджет 191 млн. рублей. Проведено 39 проверок по вопросам соблюдения законодательства (в 1 полугодии 2016 – 62 проверки), регламентирующего применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, нарушения выявлены в ходе 38 проверок. По результатам выявленных нарушений предъявлены штрафные санкции на сумму 1,1 млн. руб. (в 1 полугодии – 0,7 млн. руб.), взыскано 0,6 млн. рублей.

ФНС России выступает за открытость информации, позволяющей налогоплательщику самостоятельно оценить как свой бизнес, так и проверить добросовестность потенциального контрагента.

Для оперативного получения заинтересованными лицами открытой информации из реестров по государственной регистрации (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) Федеральной налоговой службой на своем Интернет-сайте реализованы электронные сервисы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который позволяет получить сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Кроме того, формируются сведения о вносимых и планируемых изменениях в государственной регистрации, например о предстоящем исключении лица из ЕГРЮЛ, о лицах, имеющих задолженность и не отчитывающихся в налоговые органы более года и др.

Начальник правового отдела Управления М.В.Семерня осветил результаты правоприменительной практики налоговых органов региона при рассмотрении налоговых споров в судебных органах Новгородской области.

Так за 2017 год соотношение количества дел рассмотренных судами Новгородской области в пользу налоговых органов составил 75 %, а по сумме рассмотренных требований в пользу налоговых органов 92 процента. За первое полугодие 2018 года судами Новгородской области было вынесено 57 судебных актов. Из них в пользу налоговых органов в полном объёме 41 судебный акт, что составляет 72 % от общего количества рассмотренных дел, на сумму 247,8 млн. руб. или 90 % от всей рассмотренной суммы.

Результаты правоприменения, налоговыми органами Новгородской области, положений Налогового кодекса РФ свидетельствуют о том, что правоприменительная практика складывается в целом в пользу налоговых органов, а произведенные доначисления, практически в полном объёме, являются законными и обоснованными.

М.В.Семерня на конкретных примерах рассказал о результатах рассмотрения налоговые споров по применению налогоплательщиками норм Налогового кодекса РФ в понимании отличном от позиции налоговых органов.

Наиболее характерными примерами различного подхода к трактовке Налогового кодекса РФ являются следующие налоговые споры:

  • применение  ставки НДС в размере 18% по операциям, подлежащим налогообложению, по ставке 0 %.
  • применение ЕНВД при оптовой торговле товарами.
  • применение УСН организациями, формально разделившим свою деятельность.
  • исчисление налогоплательщиками налога на имущество до момента ликвидации объекта недвижимости, а не до  прекращения права собственности на него в установленном порядке.
  • применение патентной системы налогообложения на территории одного субъекта Российской Федерации не освобождает налогоплательщика от налогообложения по этому же виду деятельности, осуществляемого в других субъектах Российской Федерации.
  • применение уровня рыночных цен, в ситуации совершения сделок налогоплательщиком с взаимозависимыми лицами по ценам, отличающимся от цен по аналогичным сделкам с иными лицами.
  • не все расходы арбитражного управляющего могут быть учтены им в качестве расходов, уменьшающих его доход.

Таким образом, правоприменительная практика налоговых органов, складывающаяся на территории Новгородской области, не ограничивается только фирмами «однодневками», а охватывает различные сферы финансовой деятельности налогоплательщиков.

Кроме того, М.В.Семерня рассказал о нормах статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) сумм налога, сбора, страховых взносов. Согласно данной статье НК РФ налогоплательщик должен быть добросовестным и не допускать любого искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности, которые должны отображаться в налоговом и (или) бухгалтерском учете, а также налоговой отчетности.

О конструктивном взаимодействии в контрольной работе, которое выстроено налоговыми и правоохранительными органами выступил заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области С.Ю.Белянский. Наша общая и главная цель, отметил С.Ю.Белянский, – переориентировать работу в области контроля и надзора на предупреждение нарушений обязательных требований и повысить информированность налогоплательщиков.

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих  представителей налогоплательщиков.

Подводя итоги мероприятия, руководитель Управления А.Г.Веселов  отметил, что применяемый риск-ориентированный подход в проведении точечных налоговых проверок имеет целью поддержание на определенном уровне налоговой дисциплины. Увеличение поступлений как результат сознательного и законопослушного поведения налогоплательщиков налоговые органы Новгородской области ожидают и  по результатам проверок, проведенных в  2018 году. Смещение акцентов с выездного контроля в сторону аналитической составляющей, прежде всего направленной на предупреждение  нарушений налогового законодательства, главная задача на предстоящий период.