В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 04.09.2019 09:52

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 03 сентября 2019 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

В мероприятии приняли участие представители Правительства Новгородской области, региональных министерств, контрольно-надзорных ведомств, общественных организаций, Общественной  палаты Новгородской области, Общественного совета при УФНС  России по Новгородской области, Торгово – промышленной палаты, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области, представители бизнес-сообщества, а также целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия – всего 44 человека. 

Реформирование системы государственного контроля определено в качестве одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации. Цель реформирования системы государственного контроля – сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счет более эффективной контрольно-надзорной деятельности. В частности, реформа предусматривает переход на риск - ориентированный подход с концентрацией проверок в отраслях с наиболее высокими рисками, и усиление профилактики нарушений.

Как подчеркнул в своем выступлении руководитель УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов, на  текущем этапе акцент  контрольной работы налоговых органов смещен на информирование налогоплательщиков о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем ухода от налогообложения.

Налоговая служба открыта к общению и готова к выстраиванию  партнерских отношений с бизнес-сообществом. Поэтому основной целью публичных обсуждений является информирование субъектов экономической деятельности об изменениях налогового законодательства, ознакомление с новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Результатом такого подхода к налоговому администрированию стало снижение количества выездных налоговых  проверок при одновременном повышении их результативности. Так, в 1 полугодии 2019 года налоговыми органами области проведено 6 выездных налоговых проверок (в 1 полугодии 2018 года – 17 проверок), дополнительно начислено в бюджет платежей в сумме 42 млн. рублей

Проведено 159 тысяч камеральных налоговых проверок, в ходе которых дополнительно начислено в бюджет 58 млн. рублей. По результатам контрольной работы взыскано в бюджет 135 млн. рублей.

Проведена 61 проверка по вопросам соблюдения законодательства, регламентирующего применение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением, нарушения выявлены в ходе 60 проверок. По результатам выявленных нарушений предъявлены штрафные санкции на сумму 0,9 млн. руб., взыскано 0,8 млн. рублей.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

- Порядок досудебного урегулирования споров. Применение обстоятельств смягчающих ответственность за совершение налоговых правонарушений. Практика работы налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений;

- Правоприменительная практика налоговых органов Новгородской области по налоговым спорам на примерах судебных актов, принятых в 2018-2019 годах.

Исполняющий обязанности начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления Е.В.Никитина в своем выступлении отметила, что совершенствование налогового законодательства, развитие налоговой системы РФ способствует повышению эффективности налогового администрирования и контроля. Но в то же время все чаще возникают разногласия между контролирующими органами и налогоплательщиками. Одним из механизмов, дающих возможность в более короткие сроки решить налоговые споры, является досудебное урегулирование.

Досудебное урегулирование - это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до суда.

Основной задачей, поставленной ФНС России,  является снижение числа споров, а также необоснованных претензий к налогоплательщикам.

В 2018 году всего в Управление поступило по налоговым спорам 110 жалоб, это меньше в 2 раза, чем было в 2017 году (215 жалоб), за 1 полугодие 2019 года поступило 52 жалобы, т.е. фактически имеет место факт значительного снижения уровня конфликтности между налоговыми органами и налогоплательщиками Новгородской области.

Из рассмотренных по итогам 1 полугодия 2019 года жалоб Управлением удовлетворено 12 (или  23 % от числа рассмотренных).

Сумма удовлетворенных требований заявителей в целом по 2018 году составили 12%, а по 1 полугодию 2019 года всего 0,4% от оспоренной суммы.

Е.В.Никитина обратила особое внимание, что в 6 случаях, удовлетворенные жалобы не были связаны с существом правонарушения, а удовлетворены по причине признания Управлением заявленных налогоплательщиками смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.112, 114 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс).

Именно с целью снижения количества споров данной категории уже на протяжении 2 лет налоговые органы предлагают налогоплательщикам в Акте проверок, с целью своевременного выявления, составить ходатайство с указанием на наличие тех или иных смягчающих ответственность обстоятельств, с  приложением подтверждающих документов.

Данные ходатайства в обязательном порядке оцениваются и учитываются при рассмотрении материалов налоговых проверок даже в отсутствии заявителя при рассмотрении прилагаемых материалов.

Вместе с тем, как показывает практика работы за 2018 г. и 1 полугодие 2019 г., налогоплательщики не всегда своевременно пользуются предоставленным правом.

С докладом о правоприменительной практике налоговых органов Новгородской области по налоговым спорам на примерах судебных актов, принятых в 2018-2019 годах выступил начальник правового отдела Управления М.В.Семерня.

М.В.Семерня отметил, что по результатам правовой работы за 1 полугодие 2019 года в арбитражных судах и судах общей юрисдикции I инстанции рассмотрено 13 дел, истцом и ответчиком по которым выступают налоговые органы региона, в суде апелляционной инстанции – 12 дел, в суде кассационной инстанции – 9.

По результатам анализа правоприменительной практики можно выделить два блока:

Первый блок - это правоприменительная практика по доначислению налогов, связанных с использованием налогоплательщиками в своей финансово-хозяйственной деятельности  фирм - «однодневок», с целью получения необоснованной налоговой выгоды путем использования фиктивного документооборота с контрагентами, которые не участвовали и не могли участвовать в сделках с проверяемым налогоплательщиком.

Второй блок правоприменительной практики - это налоговые споры по применению налогоплательщиками норм Кодекса в понимании отличном от позиции налоговых органов.

М.В.Семерня в своем выступлении привел конкретные примеры, позиции налоговых органов, подтвержденные в судебных инстанциях.

Выступающие отметили, что публичные слушания помогают сделать деятельность налоговых органов более прозрачной для налогоплательщиков и повышают уровень доверия к контролирующим органам. Наша общая и главная цель – переориентировать работу в области контроля и надзора на предупреждение нарушений обязательных требований и повысить информированность налогоплательщиков.

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих.

Подводя итоги мероприятия, А.Г.Веселов  отметил, что проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований позволят налоговым органам региона в дальнейшем выстраивать свою работу с учетом выявленных потребностей налогоплательщиков, а также активизировать деятельность по тем или иным направлениям.