ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 03.09.2020 18:05

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 03 сентября 2020 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

Мероприятие проводилось в режиме вебинара на онлайн – площадке. Зарегистрировались и смотрели вебинар в режиме реального времени 73 представителя бизнес-сообщества и целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия. 

Основной целью  публичных обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

  • Введение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территории Новгородской области. Отмена с 01.01.2021 специального налогового режима - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
  • Правоприменительная практика налоговых органов Новгородской области по налоговым спорам на примерах судебных актов, принятых в 2019-2020 годах.
  • Порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Применение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налоговых правонарушений. Подача жалоб (апелляционных жалоб) в электронном виде по ТКС.
  • Урегулирование задолженности: стратегия и приоритетные направления по управлению долгом. Практика работы налоговых органов Новгородской  области по взысканию задолженности.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2021 года не применяется.

Об отмене с 01.01.2021 специального налогового режима - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) рассказал руководитель УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов.

Руководитель Управления отметил, что налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на иные режимы налогообложения. Так, юридические лица могут перейти на общую систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения (УСН). Индивидуальные предприниматели (ИП) кроме указанных выше режимов могут выбрать патентную систему налогообложения (ПСН). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, могут перейти на применение налога на профессиональный доход (НПД).

Для перехода на иные специальные налоговые режимы с 01 января 2021 года необходимо подать следующие документы:

  • для перехода с 01.01.2021 на УСН нужно не позднее 31 декабря 2020 года подать в налоговый орган по месту своего нахождения уведомление о переходе на УСН по форме № 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
  • для применения ПСН с 01.01.2021 года следует не позднее, чем за 10 дней до начала применения данного режима налогообложения, подать в налоговый орган по месту жительства заявление на получение патента по форме № 26.5-1, утвержденной приказом ФНС России от 11.07.2017 № ММВ-7-3/544@.
  • для перехода на ЕСХН необходимо подать уведомление в налоговый орган по форме № 26.1-1 в срок не позднее 31 декабря 2020 года (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).
  • чтобы использовать НПД, нужно пройти регистрацию и получить подтверждение.

Организации и предприниматели, не перешедшие на иной специальный налоговый режим в установленные для этого сроки, автоматически переходят с 1 января 2021 года на общий режим налогообложения.

В выборе альтернативной системы налогообложения, с которым нужно определиться в течение 2020 года, налогоплательщикам поможет интерактивный сервис «Налоговый калькулятор: «Выбор режима налогообложения», «Какой режим подходит моему бизнесу?» на сайте ФНС России.

С докладом о правоприменительной практике налоговых органов Новгородской области по налоговым спорам на примерах судебных актов, принятых в 2019-2020 годах выступил начальник правового отдела Управления М.В.Семерня.

М.В.Семерня обратил внимание на сокращение налоговых споров. В 2017 году налоговых споров было 67, в 2018 – 77, а в 2019 году количество споров составило уже 44 судебных спора.

В первом полугодии 2020 года количество споров составило 18 судебных спора. Из них соотношение количества дел рассмотренных судами Новгородской области в пользу налоговых органов составило 67%, а по сумме рассмотренных требований в пользу налоговых органов так же 67 процента.

В 2019 году состоялось всего 44 налоговых споров, из которых в полном объёме в пользу налоговых органов рассмотрено 24 дела, частично 10. В первой половине 2020 года из 18 дел, в полном объёме в пользу налоговых органов рассмотрено 12 дел, частично 3 дела.

Таким образом, результаты правоприменения, налоговыми органами Новгородской области, положений НК РФ свидетельствуют о том, что произведенные доначисления, в большей части являются законными и обоснованными.

М.В.Семерня в своем выступлении привел конкретные примеры, позиции налоговых органов, подтвержденные в судебных инстанциях.

Начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления С.Н.Ломпас в своем выступлении отметила, что совершенствование налогового законодательства, развитие налоговой системы РФ способствует повышению эффективности налогового администрирования и контроля. Но в то же время все чаще возникают разногласия между контролирующими органами и налогоплательщиками. Одним из механизмов, дающих возможность в более короткие сроки решить налоговые споры, является досудебное урегулирование.

Досудебное урегулирование - это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до суда.

Основной задачей, поставленной ФНС России,  является снижение числа споров, а также необоснованных претензий к налогоплательщикам.

Так, в 2019 году всего в Управление поступило по налоговым спорам 110 жалоб, что соответствует аналогичному периоду 2018 года (110), в 2017 году таких жалоб было 215.

За 1 полугодие 2020 года в Управление поступила 51 жалоба, это меньше аналогичного значения предыдущего года (52 жалобы) на 2 процента.

По сумме удовлетворенные требования заявителей в целом по 2019 году составили всего 0,4 млн. руб. (0,4% от оспоренной суммы), аналогичная сумма требований удовлетворена и в 1 полугодии 2020 года (2% от оспоренной суммы).

В целях совершенствования диалога с налогоплательщиками (заинтересованными лицами) и оперативного обмена документами, образующихся в ходе досудебного урегулирования споров, в соответствии с Приказом ФНС России от 05 августа 2020 г. №ЕД-7-9/534@ начата промышленная эксплуатация программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологического процесса «Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками, в части приема и обработки жалоб, поступивших в электронной форме по ТКС».

Преимущество новой формы, заключается в упрощении процедуры и экономии времени для обеих сторон. Запуск нового проекта не только увеличил количество способов обжалования, но и налогоплательщики получили дополнительную возможность обжалования из любого места в любое время суток без выходных.

Для этого налогоплательщикам следует  направлять жалобу (апелляционную жалобу) в налоговый орган по новой форме (КНД 1110121), утвержденной приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. Данным приказом утверждены формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядок  ее заполнения, а также форматы и порядок представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме.

Заместитель руководителя Управления А.В.Смирнов в своем выступлении отметил, что деятельность налоговых органов по совершенствованию администрирования должна быть направлена на увеличение числа налогоплательщиков, добросовестно выполняющих обязанности перед государством и, соответственно, снижение числа тех, кто их неудовлетворительно исполняет. Таким образом, с одной стороны, необходим акцент на установление партнерских взаимоотношений с добросовестными налогоплательщиками, а с другой - реализация контрольно-предупредительной функции, нацеленной на пресечение и предотвращение налоговых правонарушений.

Эффективность работы налоговых органов базируется, прежде всего, на увеличении поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ, а также на снижении задолженности и недоимки.

На 01 августа  2020 совокупная задолженность составила 5,4 млрд. руб., или 10,3 % от общей суммы, поступивших за календарный год налогов. 

Рост совокупной задолженности за 7 мес. 2020 года составил 0,7 млрд. руб. или 14.6%, рост задолженности за июль 2020 составил 0,3 млрд. руб. или 5,1%.

Основной причиной роста совокупной задолженности является неуплата текущих платежей в общей сумме 0,67 млрд. руб. или 97.2% от общего роста совокупной задолженности.

А.В.Смирнов обратил внимание, что Новгородская область с 01.07.2020 участвует в пилотном  проекте  по экстерриториальному управлению налоговым долгом. В рамках данного пилотного проекта функции по применению мер взыскания налогового долга  в соответствии со ст. 69, 70, 46, 76 Налогового кодекса РФ в отношении налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возлагаются на Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных № 3 г. Москва (МИ ФНС России по ЦОД №3).

В адрес налогоплательщиков, имеющих задолженность по уплате налогов, от лица МИ ФНС России по ЦОД № 3 будут направляться требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов; решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а также электронных денежных средств; решения о приостановлении операций по счетам.

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих.

Подводя итоги мероприятия, А.Г.Веселов  отметил, что проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований позволят налоговым органам региона и в дальнейшем выстраивать свою работу с учетом выявленных потребностей налогоплательщиков, а также активизировать деятельность по тем или иным направлениям.

С информационными материалами по проведенным 03 сентября 2020 года публичным обсуждениям можно ознакомиться в разделе "Публичные мероприятия".