В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 28.11.2019 09:44

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 27 ноября 2019 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

В мероприятии приняли участие представители Правительства Новгородской области, региональных министерств, контрольно-надзорных ведомств (Прокуратуры, Следственного управления Следственного комитета, УМВД Новгородской области), общественных организаций, Общественной палаты Новгородской области, Общественного совета при УФНС России по Новгородской области, Торгово – промышленной палаты, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области, представители бизнес-сообщества, а также целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия – всего 37 человек. 

Реформирования системы государственного контроля происходит за счет сокращения административного давления на бизнес и осуществления более эффективной контрольно-надзорной деятельности. Реформа предусматривает переход на риск - ориентированный подход с концентрацией проверок в отраслях с наиболее высокими рисками, и усиление профилактики нарушений.

Как подчеркнул в своем выступлении руководителя УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов, на текущем этапе акцент контрольной работы налоговых органов смещен на информирование налогоплательщиков о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем ухода от налогообложения.

Основной целью  публичных обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности  об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

  • итоги контрольной работы за 9 месяцев 2019 года;
  • налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и получение необоснованной налоговой выгоды;
  • обеспечение достоверности сведений государственного реестра, последствия номинального участия в руководстве юридическими лицами;
  • профилактика предупреждения нарушений налогового законодательства, добровольное уточнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

Заместитель начальника контрольного отдела Управления С.Б.Ващишина в своем выступлении отметила, что результатом риск – ориентированного подхода к налоговому администрированию стало снижение количества выездных налоговых  проверок при одновременном повышении их результативности.

Так, за 9 месяцев 2019 года налоговыми органами Новгородской области выездные налоговые проверки проведены в отношении 7 налогоплательщиков из 24 724 представляющих отчетность, в том числе 5 организаций из 11 809 (0,04 %) и 2 индивидуальных предпринимателей из 12915 (0,01 процента).

Выездными проверками выявлены нарушения налогового законодательства в 100 %проверенных налогоплательщиков, общая сумма неуплаченных налогов составила 34 млн.рублей. Кроме того, к нарушителям применены штрафные санкции и начислены пени за неуплату налогов на сумму 16,4 млн.рублей. Общая сумма доначислений составила 50,4 млн.руб., в расчете на 1 проверку эффективность составила 7,2 млн.рублей.

С.Б.Ващишина отметила, что камеральные проверки по большей части проводятся без какого-либо привлечения налогоплательщика. Всего проведено 193 тысячи камеральных проверок. Доля камеральных проверок, в процессе которых истребовались дополнительные документы, объяснения и сведения, составляет 18 % от общего количества.

Выявленные в ходе камеральных проверок нарушения устраняются либо самими плательщиками путем представления уточненных деклараций, либо налоговыми органами путем принятия соответствующих решений.

Всего за 9 месяцев 2019 года налогоплательщиками (самостоятельно, но после получения ими требований о представлении документов или уведомлений с требованием о предоставлении пояснений) было представлено 487 уточненных (корректирующих) деклараций, увеличивающих налоговые обязательства, на сумму 109 млн. рублей. По результатам 9262 камеральных проверок были приняты решения о доначислении налогов, пени и налоговых санкций на сумму 90 млн. рублей.

Таким образом, в результате контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2019 года налоговыми органами области увеличены налоговые обязательства налогоплательщиков на 249,4 млн. рублей.

Аналогичный риск-ориентированный подход применяется налоговыми органами при проверках соблюдения законодательства о ККТ. За 9 месяцев 2019 года налоговыми органами области проведено 130 проверок соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники и кассовой дисциплины, в ходе которых выявлено 129 нарушений. Результативность проверок составила 99 процентов. Сумма предъявленных штрафов за нарушение законодательства о применении ККТ составила 1,7 млн. рублей. Взыскано 1,3 млн. рублей. Всего за период реализации реформы применения ККТ (с 01.02.2017) предъявлено штрафных санкций в сумме 5,8 млн. рублей, взыскано – 4,5 млн. рублей.

И.о. начальника отдела налогообложения юридических лиц и камерального контроля Управления А.А.Солтаганов дал понятие трансфертного ценообразования, рассказал о взаимозависимых лицах и контролируемых сделках между этими лицами.

Налоговые органы наделены правом проводить проверку на предмет соответствия цен, примененных сторонами контролируемой сделки, рыночным ценам. В целях налогообложения определяются доходы (прибыль, выручка) взаимозависимых лиц; производится сопоставление сделок, совершенных взаимозависимыми лицами, со сделками, совершенными лицами, не являющимися взаимозависимыми; проверяется полнота исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами по месту своего нахождения.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность за занижение сумм налогов, явившееся результатом заключения сделок по ценам, не соответствующим рыночным. Согласно п. 1 ст. 129.3 Кодекса неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

С 2016 одним из важнейших направлений в работе налоговых органов стала задача обеспечения достоверности государственных реестров в части актуализации сведений о юридических лицах, вносимых при осуществлении регистрационных действий. Для этого используется комплексный подход, направленный на создание процедурных препятствий недостоверным сведениям и для исключения участия подставных лиц при государственной регистрации. Принцип публичной достоверности реестров позволяет обеспечить соблюдение прав и интересов добросовестных участников гражданского оборота.

О критерии и условиях, регламентирующих проведение проверки достоверности сведений, включаемых или уже включенных в государственный реестр, рассказал присутствующим начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления Н.И.Васильев.

Всего на сегодняшний день по организациям Новгородской области внесено более двух тысяч записей   о недостоверности, что позволило значительно снизить количество компаний с признаками «массовости». По состоянию на 1 октября 2019 года в реестре юридических лиц 443 организации имеют признаки массовости. Из них: 154 - с массовыми руководителями, 223 - с массовыми учредителями, 66 - с массовыми адресами.

Недобросовестные граждане, преследуя интересы личной наживы, совершают экономические преступления, регистрируя так называемые «фирмы-однодневки» на подставных лиц, не осознающих в полной мере правовых последствий своих действий. В группу риска входят малоимущие и престарелые граждане, люди, зависимые от алкоголя и наркотиков, студенты, которые за плату предоставляют свои персональные данные для регистрации юридического лица, не задумываясь о том, что совершают административное и уголовно наказуемое правонарушение, за которое предусмотрено наказание.

В рамках своих полномочий налоговые органы направляют материалы, указывающие на совершение преступлений, предусмотренных ст.173.1, 173.2 УК РФ, в правоохранительные органы. По состоянию на 1 октября 2019 года в правоохранительные органы направлено 94 материала в отношении лиц, в деятельности которых усматриваются признаки составов преступлений. По направленным материалам в 2018 – 2019 годах возбуждено 27 уголовных дел, из них 6 по статье 173.1 УК РФ и 21 – по статье 173.2 УК РФ. По 13 уголовным делам судом вынесены обвинительные заключения с назначением наказания в виде обязательных работ, по 3-м уголовным делам, объединенным в одно судебное производство, вынесено наказание в виде лишения свободы на два года шесть месяцев условно. По 28 материалам вынесены отказы в возбуждении уголовных дел, из них по 27 – в связи с истечением срока давности уголовного преследования и по 1 – со смертью подозреваемого.

Определенная категория налогоплательщиков изначально не настроена на добросовестную уплату налогов. Такие налогоплательщики применяют в своей работе разнообразные схемы уклонения от налогообложения, в том числе с привлечением специально организованных «транзитных» организаций (фирм – «однодневок»), симулирующих осуществление реальной хозяйственной деятельности и созданных исключительно для участия в схемных операциях.

Такие организации, не уплачивая налоги, создают формальные основания для иных лиц – пользователей схем для занижения ими налоговых обязательств, а также для незаконного обналичивания денежных средств.

Поэтому профилактическая работа налоговых органов, направленная только на пресечение использования таких «транзитных» организаций, была бы неполной и односторонней. Необходимо создать условия, в которых само существование «однодневок» было бы невозможным или максимально затрудненным. Любая работа требует оценки ее эффективности. Результат описываемой  работы оценивается показателем, который в налоговых органах принято называть «чистота среды». Данный показатель связан с администрированием налога на добавленную стоимость и рассчитывается как доля «схемных» налоговых вычетов в общей сумме налоговых вычетов по НДС (доля расхождений). Экономический смысл данного показателя -  это доля налога, не поступающего в бюджет вследствие применения схем по уходу от налогообложения.

С докладом о динамике доли расхождений, об основных направлениях в работе налоговых органов Новгородской области по повышению «чистоты среды в регионе» выступил начальник контрольно – аналитического отдела Управления А.Ю.Мальков

Эффективность проводимой работы очевидна. За 9 месяцев 2019 года налогоплательщиками представлено в налоговые органы области 455 уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства на 103 млн. рублей. Это на 32 процента выше уровня аналогичного периоде прошлого года (78 млн. рублей).

При этом, основная доля уточненных налоговых обязательств приходится именно на НДС – 63 млн. руб., или 62 %, что связано с применением налоговыми органами автоматизированных инструментов проверки, включая сопоставление показателей налоговых деклараций продавцов и покупателей, позволяющее контролировать полноту отражения выручки первыми и обоснованность применения налоговых вычетов вторыми (Программный комплекс  АСК НДС-2).

На слушаниях также выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области Ю.В.Михайлов, который отметил, что публичные слушания помогают сделать деятельность налоговых органов более прозрачной для налогоплательщиков и повышают уровень доверия к контролирующим органам. Наша общая и главная цель – переориентировать работу в области контроля и надзора на предупреждение нарушений обязательных требований и повысить информированность налогоплательщиков.

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих  представителей налогоплательщиков.

Подводя итоги мероприятия, заместитель руководителя Управления А.В.Смирнов отметил, что проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований позволят налоговым органам региона в дальнейшем выстраивать свою работу с учетом выявленных потребностей налогоплательщиков, а также активизировать деятельность по тем или иным направлениям.