В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 03.06.2022 09:05

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее – Управление) 02 июня 2022 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

Мероприятие проводилось в режиме вебинара на онлайн – площадке регионального представителя ООО «Консультант». Зарегистрировались и смотрели вебинар в режиме реального времени 52 представителя бизнес-сообщества и целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия. 

Основной целью публичных обсуждений является информирование субъектов экономической деятельности  об изменениях налогового законодательства, ознакомление с новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

  • Основные изменения в налоговом законодательстве по НДС за 2022 год.
  • Об исключении хозяйствующих субъектов из государственных реестров в административном порядке.
  • Урегулирование задолженности: практика работы налоговых органов Новгородской  области по взысканию задолженности
  • Единый налоговый счет как механизм упрощения исполнения обязанности по уплате налогов.
  • Негативные последствия выплаты «конвертной» заработной платы. Актуальные вопросы администрирования НДФЛ и страховых взносов для налоговых агентов.

Открыла вебинар исполняющая обязанности руководителя УФНС России по Новгородской области Ю.А.Чван. Она подчеркнула, что основной целью публичных обсуждений является информирование субъектов экономической деятельности об изменениях налогового законодательства, ознакомление с новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Публичные обсуждения позволяют вести конструктивный диалог и получить обратную связь от налогоплательщиков, благодаря чему удается выявить наиболее актуальные вопросы, волнующие у представителей бизнеса региона, узнать о проблемах, с которыми они сталкиваются при расчетах и уплате налогов и страховых взносов. Это позволяет налоговым органам региона в дальнейшем выстраивать свою работу с учетом выявленных потребностей налогоплательщиков, а также активизировать деятельность по тем или иным направлениям.

Заместитель начальника отдела камерального контроля НДС О.А.Ульянова рассказала о введении в 2022 году нового основания для применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, в отношении которых на дату представления заявления о применении заявительного порядка возмещения налога соблюдаются одновременно следующие требования: налогоплательщик не находится в процессе реорганизации или ликвидации; в отношении налогоплательщика не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Указанные налогоплательщики имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога за налоговые периоды 2022 и 2023 годов. О.А.Ульянова подробно остановилась на особенностях применения положений подпункта 8 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

За 1 квартал 2022 года в Управление представлено 18 налоговых деклараций с заявительным порядком возмещения налога из бюджета, в том числе - 8 налогоплательщиков воспользовались новым основанием для применения заявительного порядка. В отношении данных налогоплательщиков основания для отказа в возмещении налога в заявительном порядке не выявлены.

В 2021 году из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа исключено 635 организаций, из них 255 – недействующие юридические лица и 380 – в связи с наличием сведений о недостоверности. Из ЕГРИП исключено 834 недействующих индивидуальных предпринимателей. За 4 месяца текущего года исключено в административном порядке 354 организации, при этом признаками недействующего обладали 74 юридических лица и по 280 организациям в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности сведений. Из ЕГРИП в 2022 году исключения в административном порядке не производились.

О процедуре административного исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) организаций и лиц, фактически прекративших свою деятельность, участникам вебинара рассказал заместитель начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков Н.И.Васильев.

В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.  Обязанность по уплате налогов и сборов установлена законодательством применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан.

По состоянию на 01.05.2022 задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по имущественным налогам (транспортный налог, налога на имущество, земельный налог) в целом по Новгородской  области составила 562 млн. рублей, в том числе: по транспортному налогу – 403 млн. рублей (72 % от общей суммы задолженности физических лиц); по налогу на имущество – 69 млн. рублей (12 % от общей суммы задолженности физических лиц); по земельному налогу – 90  млн. рублей (16 % от общей суммы задолженности физических лиц).

С начала 2022 года задолженность снизилась на 126,6 млн. рублей или на 18,4 %. Распределение задолженности по имущественным налогам в разрезе муниципальных образований на территории Новгородской области выглядит следующим образом. Великий Новгород имеет задолженность по имущественным налогам физических лиц в размере 162 млн. рублей или 29 % от общей задолженности Новгородской области. Новгородский район имеет задолженность по имущественным налогам физических лиц в размере 78 млн. рублей или 14 %. Боровический район имеет задолженность по имущественным налогам физических лиц в размере 40 млн. рублей или 7 %. На остальные муниципальные районы Новгородской области приходится  50 % задолженности.

Неуплата имущественных налогов физическими лицами – это, прежде всего, не поступление денежных средств в бюджеты муниципальных образований и региональный бюджет и как следствие недофинансирование региональных (местных) социальных проектов. И.о.начальника отдела урегулирования задолженности физических лиц О.В.Григорьева в своем докладе рассказала о мерах принудительного взыскания, которые применяются налоговыми органами к тем гражданам, кто не исполняет свои обязанности по уплате обязательных налоговых платежей в срок. 

Речь шла о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, о взыскании задолженности в судебном порядке в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. По состоянию на 01.05.2022 Управлением в мировые суды Новгородской области направлено 13 977 заявлений о выдаче судебных приказов на сумму 199,4 млн рублей.

После вынесения судебного акта налоговый орган самостоятельно направляет судебные приказы в службу судебных приставов. Службой судебных приставов в ходе исполнительных действий применяются  меры, способствующие взысканию с налогоплательщиков-должников денежных средств: арест расчетных счетов налогоплательщика; арест имущества; ограничение выезда за пределы Российской Федерации и т.д.

В 2022 году в отношении 191 должника по налогам судебным приставом-исполнителями вынесены постановления об ограничении выезд за пределы Российской Федерации. Поступило в счет погашения задолженности в результате применения данной меры 1,7 млн. рублей.

Каждый гражданин может узнать актуальную информацию по уплаченным и начисленным суммам налогов в электронном сервисе ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», в операционном зале налогового органа, в МФЦ. Уплатить задолженность можно посредством электронных банковских приложений, интернет-сервисов ФНС России, на Портале государственных услуг т.д.

Предпосылками для внедрения Единого налогового счета послужило изменение существующей модели межбюджетных отношений «налоплательщик-государство». На данный момент существующая модель подразумевает: множество технологических операций по сальдированию долга, ошибки в платежах, недостоверное состояние расчетов, начисление пени на технический долг, излишние ограничительные меры, большое количество межбюджетных транзакций, невыясненные платежи.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», положения Налогового кодекса Российской Федерации дополнены статьей 45.2 «Единый налоговый платеж организации, индивидуального предпринимателя. Особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов». Законопроектом предлагается ввести институт Единого налогового счета (далее - ЕНС), в рамках которого для каждого налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом все подлежащие уплате и уплаченные с использованием единого налогового платежа налоги, т.е. кардинальное изменение существующей модели. Эффектом перспективной модели ЕНС является: отсутствие технического долга, начисление пени в целом по налогоплательщику, исключение зачетов/уточнений.

Начальник отдела урегулирования состояния расчетов с бюджетом И.П.Лосева рассказала о преимуществах института ЕНС:

  • максимально упрощается порядок исполнения налогоплательщиками своих обязанности по уплате налогов. 1 платеж в месяц (сейчас 60 сроков уплаты в год, будет в 5 раз меньше).
  • 2 реквизита в платежке – можно просто платить по ИНН (сейчас 15 полей, в т.ч. 1395 КБК и 20 тыс. ОКТМО) – ошибка и нестыковка уплаты и начисленных сумм будет исключена.
  • в ЕНС формируется единое сальдо расчетов с бюджетом, что не позволит начислить пени при одновременном наличии у налогоплательщика недоимки и переплаты. Единая сумма при расчетах с бюджетом позволит полностью отказаться от избыточных процедур по уточнению и зачетам между КБК и ОКТМО.
  • 1 день на возврат – срок возврата сократится до 1 дня, 1 операция чтобы передать свою переплату, до 30 дополнительных дней для уплаты – при переносе сроков уплаты для большей части платежей увеличивается срок, в том числе наиболее значительно по страховым взносам, а НДФЛ будет уплачиваться не ежедневно, а 1 раз в месяц.
  • исключается ограничение по сроку давности для платежей старше 3-х лет, а также будет отсутствовать необходимость получения излишних Справок о долге – теперь все заинтересованные госорганы самостоятельно обменяются информацией о состоянии налогоплательщика расчетов с бюджетом.
  • станут более доступными механизмы урегулирования ситуаций с долгом – снятие приостановки со счетов при его уплате займет у налогоплательщика 1 день, а процедура взыскания будет состоять из одного документа.

Вместо большого количества платежей и необходимости указания в них более 900 трлн. вариантов реквизитов денежные средства будут перечисляться единым налоговым платежом (ЕНП) с указанием только двух реквизитов  - суммы платежа и ИНН плательщика. Налоговый орган на основе имеющихся у него документов самостоятельно распределит единый налоговый платёж в счёт исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов. При наличии задолженности, сначала будет погашаться задолженность с более ранней датой возникновения, потом начисления с текущей датой,  затем пени, проценты и штрафа.

В целях реализации данного проекта вносятся изменения в личный кабинет налогоплательщика юридического лица, о которых И.П.Лосева подробно рассказала слушателям. ЕНС позволит повысить прозрачность и сервисность между налоговыми органами и налогоплательщиками, которые будут видеть «одними глазами» состояние расчетов с бюджетом. Впервые для плательщиков представится возможность онлайн доступа к детализации начислений и уплаты налогов и осуществится интеграция доступа как в ЛК, так и в открытые IT платформы налогоплательщиков по открытому API.

Начальник отдела камерального контроля НДФЛ и страховых взносов № 1 Ю.Г.Волнухина выступила по вопросу негативных последствий выплаты «конвертной» заработной платы и актуальных вопросов администрирования НДФЛ и страховых взносов для налоговых агентов.

Ю.Г.Волнухина рассказала о новой форме отчета 6-НДФЛ, об основных изменениях по НДФЛ и страховым взносам в 2022 году, о переносе сроков уплаты страховых взносов, как меры поддержки  малого и среднего бизнеса в условиях введения санкций недружественными странами.

В ходе вебинара работники Управления ответили на вопросы слушателей.