Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в порядке, установленном положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 № 272 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей».
Приказ Минфина России от 06.06.2023 № 88н «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей
Приказ Минфина России от 01.03.2022 № 81 «Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей»
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990, размещается Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 272 размещается доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики ФНС России по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» размещается доклад по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Типы объектов контроля
Перейти
«Единый реестр видов контроля»
Деятельность и действия:
- Деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, по осуществлению расчетов в Российской Федерации;
- Деятельность операторов фискальных данных;
- Деятельность экспертных организаций;
- Деятельность изготовителей.
При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы вправе запросить необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Порядок применения ККТ. Дополнительные разъяснения в целях минимизации нарушений обязательных требований
Федеральная налоговая служба напоминает, что при осуществлении расчета пользователь контрольно-кассовой техники обязан выдать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе и (или) направить кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер или адрес электронной почты (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).
Обращается внимание, что необходимость печати и выдачи кассового чека не требует согласия покупателя, а является обязанностью пользователя контрольно-кассовой техники.
При этом, допустимым является только уточнение у покупателя о способе выдачи кассового чека (на бумажном носителе или в электронном виде).
Следует учитывать, что невыдача (ненаправление) чека покупателям при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) образует состав нарушения требований, указанных в статьях 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, и влечет привлечение к административной ответственности.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ – КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультирование контролируемых лиц и их представителей (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) осуществляется должностным лицом контрольного (надзорного) органа в порядке, установленном статьей 50Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Консультирование осуществляется должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование по телефону проводится в следующем порядке:
- Перед началом консультирования контролируемое лицо оповещается о проведении записей консультирования;
- Контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;
- Должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом.
В случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.
Личный прием проводится руководителем или заместителями руководителя контрольного (надзорного) органа, руководителем или заместителями руководителя территориального контрольного (надзорного) органа в следующем порядке:
- Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет»;
- Контролируемое лицо записывается любым доступным способом на прием;
- В назначенную дату контролируемое лицо или его представитель приходит на личный прием и предъявляет документы, удостоверяющие его личность, или документ, подтверждающий полномочия представителя;
- Личный прием осуществляется в порядке очередности;
- Контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;
- Должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом;
- В случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.
В ходе личного приема контролируемому лицу может быть отказано в дальнейшем консультировании, если ранее такому лицу был дан ответ по существу поставленных вопросов. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора), в том числе:
- профилактики рисков нарушения обязательных требований;
- соблюдения обязательных требований; порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора);
- порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа;
- иных вопросов, касающихся осуществления федерального государственного контроля (надзора).
Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» письменного разъяснения по изложенным в обращениях вопросам.
Профилактические мероприятия – информирование
Контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В случаях выявления признаков нарушения обязательных требований должностные лица контрольного (надзорного) органа в рамках профилактических мероприятий в целях информирования налогоплательщиков о нормах Федерального Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», мерах ответственности за их нарушения, а также порядке приведения в соответствие осуществление своей деятельности, в том числе, направляют по телекоммуникационным каналам связи информационные письма о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Порядок обжалования решения контрольного (надзорного) органа
Перейти
C информацией о формах и способах подачи жалобы можно ознакомиться в разделе:
Формы и способы подачи жалобы (обращения)
Информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований в сфере применения контрольно-кассовой техники
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрена частями 2-15 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительная информация
Правовые и организационные основы национальной платежной системы, порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определение требований к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (статья 14).
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Требования к кассовому чеку определены статьей 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ и Приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».
Дополнительно сообщаем, что информация о порядке применения контрольно-кассовой техники размещена на по адресу: https://kkt-online.nalog.ru/